|
Ботагоз Сейдахметова
В начале года в Тегеране был убит физик-ядерщик Мустафа Ахмади Рошан, преподаватель Тегеранского политехнического университета. Это не первая трагическая смерть иранского ученого, работы которого были тесно связаны с разработками на ядерных объектах Ирана. Власти Ирана уверены, что за этими убийствами стоят спецслужбы Израиля и стран Запада. Но на прошлой неделе в британской газете Times появилась статья, в которой утверждалось, что израильская спецслужба Моссад активно действовала в Азербайджане против иранских ученых.
Официальный Тегеран тут же отреагировал, заявив, что Баку помогал агентам Моссад, которые причастны к покушениям на иранских ученых в Азербайджане, а также обвинил Азербайджан в том, что тот ведет антииранскую пропаганду в средствах массовой информации
И вот на днях, 13 февраля, схожие теракты, теперь уже против израильских дипломатов, произошли в Грузии и Индии. Израиль обвинял в этом иранские спецслужбы. “За этими терактами стоят Иран и его детище, ливанская “Хезболла”, - заявил после терактов премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. На что Тегеран незамедлительно ответил: “Мы категорически отвергаем все обвинения со стороны сионистского государства, являющиеся лишь частью пропагандистской войны”. За инцидентами стоит Израиль, заявил официальный представитель МИДа Ирана Рамин Мехманпараст. Он уверен, что покушения были призваны испортить дружеские отношения Ирана с другими странами и служить “психологической войной против Ирана”, и добавил, что “Иран осуждает терроризм”.
В этом кровавом “пинг-понге” между Тегераном и Тель-Авивом с переменным “успехом” ведет та или иная сторона.
Но теперь в этой игре на уничтожение противника появился третий и, казалось бы, неожиданный игрок, который, возможно, играет на стороне Израиля и, соответственно, США.
Почему Азербайджан? И насколько его появление в этой шпионской саге с заложенными бомбами на самом деле неожиданно?
Думаю, что никакой неожиданности здесь нет. Я имею в виду линию США - Израиль -Иран, в которую логически ложится и Азербайджан.
Эта кавказская республика кажется и не скрывает своего пиетета в отношении Америки. Я лично в этом убедилась во время визита нашего министра иностранных дел в бытность председательства Казахстана в ОБСЕ. Прекрасный город Баку был первым пунктом в турне министра по трем кавказским республикам, и казахстанским журналистам сразу бросилось в глаза отсутствие надписей на русском языке. Кириллица исчезла из названий улиц и учреждений, нас выручало только то, что мы - тюрки, и латиница не является чем-то невероятным. Но западный дух не ограничился латиницей в новой азбуке азербайджанцев, он присутствовал буквально везде - в военных организациях, где обучение вели по западным стандартам и часто на английском языке, и в полицейских участках, где гордились западной поддержкой в материальном и прочем обеспечении.
|
Южный Азербайджан - законная территория Ирана |
Впрочем, главный критерий, который логично объединяет Иран и Азербайджан, лежит на поверхности. А именно то, что в Иране проживает довольно значительная азербайджанская диаспора. По некоторым сведениям, количество азербайджанцев в Иране не только превышает количество граждан Азербайджана, но и в самом Иране занимает значительное место. Вообще, иранские азербайджанцы активно представлены в промышленности в области торговли и услуг и в целом в экономике. Более того, известно, что духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи является этническим азербайджанцем. Кроме того, многие министры и заместители министров Ирана, руководители крупнейших государственных компаний являются иранскими азербайджанцами.
В свое время, лет десять назад, уже были разговоры о том, что на иранский Азербайджан делают свои ставки спецслужбы США, Турции и Израиля, основная тактика которых опиралась на потенциально существующие факторы для сепаратистских настроений в многоэтническом Иране, в частности как раз в иранском Азербайджане.
Интересен тот факт, что “азербайджанский фактор” был в свое время предложен покойным президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым тогдашнему президенту США Биллу Клинтону в качестве фактора давления на Иран.
Но ведущие американские аналитики, которые изучали Иран, Ближний Восток в целом, а также исламские движения, совершенно отрицали перспективы в сфере азербайджанского сепаратизма в Иране. На самом деле, иранские азербайджанцы будут стоять скорее за Великую Персию, нежели поддерживать давние попытки Турции о пантюркизме, тем паче некогда активно муссируемые азербайджанскими политиками идеи о “Большом Азербайджане”. Кстати, из нынешних форумов по обсуждению последней информации о сотрудничестве Баку с Моссадом с интересом узнала о том, что тема о возможном поглощении Азербайджаном Южного (или иранского) Азербайджана все еще не утратила некой актуальности. Забавно и то, что об этом говорят азербайджанцы с российских рынков.
Между тем идея пантюркизма не получила ожидаемого Анкарой сочувствия и в наших среднеазиатских тюркоязычных республиках. У каждой из нас свои амбиции, и Турция в качестве регионального лидера никому не интересна. Вот так.
И все же “азербайджанский фактор” стал раскручиваться уже позже, вместе с доктриной президента Буша об “оси зла”, в которую был включен Иран с его ядерной программой.
По мнению генерального директора российского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, очевидно, что в последние годы Израиль активизировал свое присутствие в странах Южного Кавказа. “Стратегической точкой особого приложения здесь является именно Азербайджан, поскольку, во-первых, он граничит с Ираном. Израиль отнюдь не действует в одиночку, через израильское преломление в страны Южного Кавказа проникает транснациональный капитал и, как ни странно, капитал всякого рода исламских движений и организаций, которые преследуют цель ослабить Иран. Это является стратегией западных государств во главе с США в координации с арабскими странами в деле общего противостояния с Ираном и нанесения серьезного ущерба активной позиции Ирана в этом регионе”, - считает российский политолог.
При этом Раджаб Сафаров говорит, что у Ирана вызывает недовольство сотрудничество Азербайджана с Израилем на Каспии, потому как он видит за этим проникновение западного капитала в этот регион. Он уверен, что Запад таким образом делает все, чтобы ухудшить ирано-азербайджанские отношения. В частности, пытается использовать Азербайджан в возможных авантюрах против Ирана. “Поэтому я считаю, что Азербайджан достаточно серьезно рискует, если не учитывает такие факторы, которые серьезно осложнят его отношения с Ираном. Однако тот факт, что у Ирана имеются особые отношения с Арменией, абсолютно не означает, что это делается в пику Азербайджану. Тем более было бы совсем не корректно, если бы Азербайджан выстраивал свои отношения с другими государствами с учетом нынешнего состояния армяно-иранских отношений”, - считает политолог.
Азербайджанскую позицию по шпионской истории я вычитала в одном из ведущих изданий республики “Зеркало”. По мнению автора статьи, который пытался разобраться в причинах дипломатической войны между Азербайджаном и Ираном, даже крайнее обострение турецко-израильских отношений в течение двух последних лет почти никак не повлияло на азербайджано-израильские отношения на официальном уровне. По словам азербайджанского политолога Рауфа Миркадырова, изолированный, по крайней мере, в региональном уровне от внешнего мира Израиль крайне заинтересован в существовании таких стран, как Азербайджан, “где его дипломаты и спецслужбы еще могут находиться, как выше отмечено, “в тесном контакте” с коллегами из враждующих стран”. “Поэтому вряд ли израильские спецслужбы могли поставить под удар все те выгоды, которые имеются из-за стабильных отношений с Азербайджаном, только ради подготовки и реализации диверсионно-террористической операции по ликвидации иранского ядерщика”.
Если положить на чаши весов эти два экспертных мнения, то вопрос остается открытым: кому все же выгодно раскручивать по новой азербайджанский фактор? |