|
Константин Маскаев
Один исследователь насчитал около 800 синонимов, которыми так или иначе называют спиртное или указывают на связанные с употреблением алкоголя вещи. В русском языке, пожалуй, с такой объемной синонимичностью могут соперничать только понятия, связанные с взаимоотношениями полов. Все остальное просто отдыхает. Две вещи - выпить и пообщаться - делают нас людьми. Особенно в праздники. А потому могут быть отнесены к основополагающим. И именно поэтому у меня лично не вызывает никакого сомнения тезис, что хорошее качественное спиртное не может быть дешевым. Тут весьма кстати приходит на ум ситуация, опять же прямо связанная с сегодняшней темой. О взаимоуважении. Вы себя уважаете? Мы - вне сомнений. Посему вопрос, уважаем ли мы себя настолько, чтобы не упираться в цену, когда речь идет о выборе напитка, неуместен
Вопросы же о причинах повышения цен на спиртное две недели назад мы адресовали как производителям, так и госорганам. И обнаружили, что сегодня отечественные производители спиртных напитков, как никогда, охотно общаются с прессой. И как один заявляют, что повышение цен - объективная данность, нежели хитроумный план по запуску цепких ручек в наши бумажники и кошелечки. От лица казахстанского спиртпрома выступает председатель ассоциации “КазАлко” Амиржан Калиев. Он, в частности, говорит о том, что водка так называемого эконом-сегмента останется доступной. Речь идет лишь о вытеснении из отрасли теневого производства, поставки которого в торговую сеть составляют до 50 процентов - по официальным оценкам Налогового комитета Минфина РК, а по данным ассоциации “КазАлко” - до 70 процентов всего водочного рынка. Эту позицию поддерживает и Нурлан Купчиков, директор по продажам и маркетингу компании “Эльдорадо”. Он утверждает, что солидные казахстанские производители на технологиях не экономят. Вся продукция вырабатывается из сырья класса “Люкс”, которое производится из отборного высококачественного зерна. Конкуренция заставляет производителей модернизировать оборудование, разрабатывать новый дизайн торговых марок, постоянно обновлять ассортимент, создавать интересные рецептуры.
Однако конкуренты - “теневой рынок”, тоже стараются. Невооруженным взглядом в торговой сети все труднее определить некачественный продукт. Однажды я наблюдал, как в магазине мужчина “творческой наружности” долго встряхивал бутылку с прозрачной жидкостью. Самый добрый совет, который я мог ему дать в тот момент, - “Смотри на компанию-производитель”, - советует Нурлан Купчиков.
Главный технолог завода “Вымпел-Group” Наталья Неаронская как никто может рассказать, что и как происходит в отрасли, чтобы у нас была возможность пользоваться продукцией, не вызывающей сомнения в качестве и безопасности. Чтобы на выходе получить качественный продукт, нужно быть уверенным и в качестве всей компоненты, и в соблюдении технологии, чего на заводах известных марок уже добились. Поэтому в продукции не сомневаются. В производственный цикл обязательно включены лабораторные исследования, где проводят физико-химические и органолептические оценки продукции.
Позиция производителей спиртного и организации, их объединяющей, понятна. Но и над ними есть контроль, который осуществляет государство посредством проверок со стороны отделов гигиены питания департаментов санэпиднадзора. Представители этой организации держат под контролем оптовые базы и розничную сеть. Заведующая одним из таких отделов в Алматы Лариса Лян готова поделиться информацией о той ежедневной рутине, после которой некоторые магазины испытывают на себе действие штрафных санкций, если берутся продавать продукцию, не соответствующую качеству. А таковая, к сожалению, попадается. И если бы не заслон, который пытается возвести ГосСЭН, права и здоровье казахстанского потребителя подвергались бы опасности чаще, чем можно представить. Фальсификация спиртного - общемировая преступная практика. Но мириться с ней в Казахстане не намерены. В первую очередь в этом заинтересованы официальные заводы. Со своей стороны, они могут только изощряться в средствах защиты продукции, использовать, например, эксклюзивный дизайн посуды, укупорки и упаковки, защищать этикетки за счет использования сложной полиграфии - всего того, на что у бутлегеров может не хватить средств. Соответственно, эти меры сказываются и на стоимости продукции.
Собственно, разговоры о высокой стоимости, по мнению автора, несколько надуманы. Водка в Казахстане, например, всегда была по стоимости почти в два раза ниже, чем аналогичный сегмент в России, к слову - при более высоком качестве. Речь идет не об импорте, а именно о внутренних рынках государств-соседей. Мне часто приходится бывать в Российской Федерации и принимать гостей-россиян. И всякий раз мнение о заметном и различном качестве высказывают именно россияне. Именно поэтому в приграничных с Россией районах у некоторых казахстанцев пенсионного возраста сложился пусть и не совсем легальный, но вполне безобидный маленький бизнес. Они в течение дня несколько раз курсируют на электричках через границу и провозят с собой допустимый литр спиртного. На российской же территории казахстанскую водку по более высокой стоимости берут даже магазины. Как они ее там реализуют с казахстанскими акцизными марками - не наш вопрос.
Пример приведен лишь для того, чтобы подтвердить, что казахстанская продукция интереснее по качеству при более низкой цене, к которой мы, кстати, и вернулись. Так вот, с некоторых пор водка не станет дорогой и недоступной. Она станет лишь несколько дороже. Совсем недавно я услышал от своего российского коллеги, работающего в алматинском корпункте известного информагентства, фразу, которая, на мой взгляд, отметает многие опасения за самооценку казахстанцев: здесь даже рыбаки берут водку не дешевле 300 тенге. Мы также долгое время наблюдали, как в поезда, следующие в направлении России, пассажиры азартно сгружают коробки с абсолютно достойной водкой за те же 300 тенге за пол-литровую бутылку. Не так давно она несколько выросла в цене. Но при этом осталась доступной.
Так что вопрос по-прежнему в качестве продукта и нашего здоровья. |