|
Что мы прежде всего представляем себе, когда слышим фразу «связи Российской Федерации с соотечественниками в дальнем и ближнем зарубежье»? Мероприятия по поддержке русского языка за границей, обучение педагогов из числа соотечественников, поездки зарубежной русскоязычной молодежи и ветеранов Великой Отечественной войны в Россию, пропаганда великой русской культуры, российской науки и высшей школы. Важность этих мероприятий неоспорима. Но в полный рост встает и другой вопрос: как задействовать и активизировать экономические связи с зарубежными соотечественниками, развивать с ними взаимовыгодное экономическое сотрудничество, привлечь их для решения задач модернизации России?
В петербургской программе по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников на 2011-2013 годы поставлена задача - привлечь экономический, творческий и духовный потенциал соотечественников для укрепления деловых связей с хозяйствующими субъектами Санкт-Петербурга. Иными словами, Северная столица открывает двери для зарубежных соотечественников в те сферы своей экономики, где более всего нужны сегодня инновационные решения, усиление эффективности, модернизация производства. Это часть общероссийской политики модернизации и диверсификации экономики, ухода от сырьевого уклона, а значит, и в предпринимательстве востребовано нечто гораздо большее, чем просто посредничество в перепродаже нефти, леса или металла.
Движение по этому пути только начинается, но некоторый задел в Питере уже есть. Есть и резервы, и мысли.
Ассоциация наводит мосты
Среди имеющихся в Санкт-Петербурге инструментов развития предпринимательской активности можно назвать Ассоциацию содействия развитию предпринимательства «Санкт-Петербургский межрегиональный информационно-деловой центр» (
www.spbmidc.ru
). Ее цель, по словам Эльгиза Качаева, президента Ассоциации, советника председателя Комитета по внешним связям Петербурга (КВС), - наводить и поддерживать экономические «мосты» между малым и средним бизнесом Петербурга и регионами России, при этом к данной работе намерены все больше подключать и бизнес из-за рубежа.
«У нашего города 45 соглашений о сотрудничестве только с российскими регионами, что само по себе дает серьезную основу для экономического взаимодействия. Исключительно важно то, что поддержку бизнесу в выходе на местные рынки должны оказывать и региональные администрации. То есть благодаря этим соглашениям и деятельности нашей Ассоциации местная власть поворачивается лицом к приходящим в их края и области бизнесменам, помогает решению их проблем», - подчеркивает Качаев.
В качестве примера он привел проект Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга «Информационно-деловые миссии: Санкт-Петербург - регионы России», в рамках которого в партнерстве с Ассоциацией организуются визиты делегаций предпринимателей Санкт-Петербурга в регионы. Группа предпринимателей направляется в какую-то из областей России, где получает возможность встретиться с представителями властной вертикали - что было бы гораздо сложнее сделать по одиночке, - а также презентует свои фирмы и проекты.
«Губернаторы и мэры сразу же дают нужные указания подчиненным, и интересные проекты быстро набирают обороты», - говорит Качаев, добавляя, что таких деловых миссий по России прошло уже около сорока.
Встречаемся на Партнериате
Логическим продолжением и развитием выездов в регионы является встреча всех экономических партнеров раз в году в самом Петербурге на большом мероприятии под названием «Петербургский Партнериат: Санкт-Петербург - регионы России и зарубежья» (
www.partneriat-spb.ru
). В 2011 году он прошел уже пятый раз. Его организуют Правительство города, комитеты по внешним связям и по экономическому развитию.
Всего в мероприятиях пятого Партнериата участвовали более 1450 бизнесменов, промышленников, членов торгово-промышленных палат и представителей власти из города и других регионов России. Представлено было 56 российских регионов и девять зарубежных государств. В рамках Партнериата работала ставшая уже традиционной биржа деловых контактов, на которой состоялось более 900 деловых встреч, в том числе с представителями городской администрации. В консультационном бизнес-центре было дано более 500 консультаций. В выставочно-деловом центре регионов были представлены 37 промышленных предприятий из 10-ти регионов России. Партнериат имел и четкий инновационный акцент. Так, в экспозиции малых промышленных предприятий Петербурга приняли участие 25 инновационных компаний, имеющих собственное уникальное производство. И впервые на Партнериате была организованы своего рода специализированные клубы - по полимерам, по инновационными технологиям в машиностроении, по оптоэлектронике и электронике, а также мастер-класс по промышленному дизайну.
«Все это особенно интересно для малого и среднего бизнеса, который охотно пользуется этими формами получения информации и завязывания контактов», - отмечает вице-президент выставочного объединения «Рестэк» (
www.restec-events.ru
), являющегося партнером Комитета по внешним связям, Наталья Батожок. Самый удобный инструмент общения - это биржа деловых контактов, где заранее можно назначить встречу с тем или иным предпринимателем.
По данным Натальи Игоревны, всего по России Союзом выставок и ярмарок в среднем проводится в год порядка 1200 мероприятий, на которые съезжаются в общей сложности 140 тысяч российских и 20 тысяч зарубежных экспонентов. Северная столица становится местом проведения примерно 180-ти выставок в год, из которых 28 процентов бывают международными и 52 процента с иностранным участием.
Поле для деятельности - огромное
«Надо честно признать, что если мы более-менее знаем, где живут и работают за рубежом соотечественники-писатели, соотечественники-художники и т.д., то ясной картины - сколько соотечественников-промышленников из-за рубежа с радостью сотрудничали бы с нашими предприятиями - пока нет. Трудно даже сказать, сколько среди 20 тысяч зарубежных экспонентов было людей, считающих Россию своей исторической родиной», - констатирует Наталья Батожок. Поэтому КВС Петербурга и поставил сейчас задачу - из всего потока иностранных экономических партнеров города выделить целевую группу соотечественников и активнее работать с ней.
Очень важно при этом наладить стабильную обратную связь с такими людьми - проводить их опросы, интересоваться их пожеланиями относительно тематики встреч на невской земле и отражать это в программе бизнес-форумов, куда приглашать больше соотечественников. Надо развивать и виртуальное общение, вплоть до создания специализированного интернет-ресурса «Петербург и соотечественники: сотрудничество в экономике».
«Можно сделать отдельный «День соотечественника» в рамках Партнериата. А можно было бы провести и специальный форум зарубежных соотечественников-предпринимателей», - развивает идеи руководитель «Рестэк». Кстати, представитель Комитета по внешним связям, начальник управления КВС Вера Сахарова уже официально передала участникам всемирного форума российских соотечественников приглашение посетить Партнериат-2012.
Наталья Батожок считает действенным также организацию т.н. делового туризма в Петербург. А приглашая в город журналистов русскоязычных средств массовой информации из-за границы, им надо больше показывать не только театры и музеи, но и перспективные петербургские производства.
Безопасное «окно» в экономику России
Эльгиз Качаев перечисляет те отрасли, в которых сегодняшнему Питеру необходимы экономичные, эффективные и экологичные инновационные решения, в том числе предлагаемые русскоговорящими предпринимателями из ближнего и дальнего зарубежья. Это, например, жилищно-коммунальное хозяйство, в котором непочатый край работы по модернизации. В морском городе очень важно развитие судостроения. Петербург - центр развития российской фармацевтической промышленности. Инновации нужны и для туристического кластера культурной столицы России. Наконец, модернизация России в условиях информационного общества предъявляет устойчивый спрос на IT-решения, автоматизацию предприятий, создание высокопроизводительных рабочих мест.
Как инновационные идеи зарубежных соотечественников могли бы попадать в Петербург?
Для этого, наряду с выставками и конгрессами, свои возможности предлагает и Ассоциация «Санкт-Петербургский межрегиональный информационно-деловой центр». Здесь уже имеют опыт взаимодействия с бизнесменами-соотечественниками из Финляндии, Прибалтики. Со следующего года ассоциация планирует начать создавать свои представительства за пределами России - сначала в СНГ и Балтии. Для этого организации понадобятся надежные партнеры из числа зарубежных соотечественников-предпринимателей, которые хорошо знают бизнес-среду страны проживания, станут в ней своего рода послами ассоциации и будут работать в контакте с российскими посольствами, торгпредствами и Комитетом по внешним связям Петербурга.
«Таким образом, русскоязычные деловые люди в разных странах получат доступ и к петербургской бизнес-среде, и к созданной нами общероссийской сети деловых контактов», - объясняет Эльгиз Идрисович. Он добавляет, что бизнесменам-соотечественникам, которые предложат России действительно интересные идеи, целесообразнее с помощью ассоциации найти здесь контрагентов по продвижению этих идей, чем самим тратить в России массу времени, забросив основной бизнес дома.
«Имейте базу здесь, создавайте с российскими партнерами совместные предприятия. При этом помните, что наша ассоциация сочетает гибкость неправительственной организации со строгим следованием государственным стандартам и сделает все, чтобы вас в России не «подставили». Безопасность бизнеса - прежде всего», - заверил советник председателя КВС Эльгиз Качаев.
Весь спектр работы Санкт-Петербурга с соотечественниками получит отражение на разрабатываемом сейчас сайте
www.spbrumir.ru |