Фарида Галиева
Выражение “социальная ответственность бизнеса” стало в последние годы очень модным. Но что за этим скрывается - каждый понимает по своему. Нередко бизнесмены считают, что социальная ответственность ограничивается благотворительными акциями типа “Подарить детскому дому телевизор”. Но социальная ответственность - это каждодневная работа, предполагающая ответственность не только за своих сотрудников, но и за их семьи, а нередко - и за социальную стабильность всего региона, где работает компания. Очередная инициатива АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” может служить примером той самой каждодневной социальной ответственности
Традиция устраивать осенние сельскохозяйственные ярмарки не нова. Еще c древних времен крестьяне везли свою продукцию в города, а их жители могли недорого купить свежий и качественный товар.
В Казахстане эта традиция возродилась не очень давно - во времена недавнего экономического кризиса. Тогда основным инициатором усиления прямого взаимодействия город-деревня выступило государство, дабы, с одной стороны, ликвидировав цепочку посредников, снизить цены на продукты питания для города, с другой - обеспечить сельхозтоваропроизводителей рынком сбыта.
Вместе с государством эту инициативу подхватили и крупные казахстанские компании. Одна из них - АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” - недавно даже взяла инициативу на себя и обеспечила жителей одного из самых дорогих городов Мангыстауской области - Жанаозена - дешевым продовольствием.
Накануне Курбан-айта в Жанаозене прошла первая сельскохозяйственная ярмарка, организованная РД “КМГ”. Девизом ярмарки стал лозунг: “Тиiмдi баѕа - берекелi дастархан” - “Приемлемые цены - богатый дастархан”. В трех точках города - на площади Независимости, в микрорайоне “Рахат” и на рынке “Жибек жолы” на два дня (5-6 ноября) появились многочисленные торговые палатки.
Компания при поддержке акимата области заключила договоры с производителями сельхозпродукции нескольких областей (Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Алматинской) о поставке их товара на ярмарку. Не обошли вниманием и местных производителей - фермеры Мангыстауской области также получили возможность продать на местных рынках свою продукцию. Надо заметить, что для местных товаропроизводителей ярмарка - как свежий глоток воздуха, защита от перекупщиков с их диктатом цен.
К слову, сегодня в области активно развивается животноводство и птицеводство, молочное производство. (Шубат Жанаозенского молокозавода был награжден золотой медалью на выставках Kazakhstan International Halal Expo-2010 и KazFood-2010. Именно этот молокозавод поставлял шубат для спортсменов и гостей Азиады-2011.) В области делаются и первые шаги в плане развития орошаемого земледелия.
Однако основная масса продукции остается все-таки привозной. И ярмарка весьма порадовала горожан своими демократичными ценами на продукты питания.
Например, баранину на ярмарке продавали по 1000 тенге, в то время как на рынке один ее килограмм стоит не меньше 1350 тенге. (Всего на предпраздничную ярмарку привезли 10 тонн баранины.) С такой же скидкой можно было купить и куриное мясо - по 410 тенге против 490 рыночных. (20 тонн куриного мяса “разлетелось” практически за один день). Такой же популярностью пользовался и картофель. Компания РД “КМГ” привезла в Жанаозен 60 тонн этого корнеплода, установив на него цену в 58 тенге за кило (на базаре стоимость одного килограмма зашкаливает за 80 тенге.)
По столь же сниженным ценам на ярмарке продавались другие овощи (морковь, капуста, лук), сахар, растительное масло, крупы, рис, соль, мука. Все то, без чего немыслим и праздничный дастархан, и каждодневный рацион казахстанцев. Так что для людей этот двухдневный рынок стал прекрасной возможностью купить необходимые продукты питания по приемлемым ценам.
Ярмарка стала настоящим подарком горожанам. Особенно если учесть, что Мангыстауский регион - один из самых дорогих в стране по уровню цен на продовольствие. Причина тому - слабое развитие сельского хозяйства области, обусловленное, в первую очередь, сложными климатическими условиями региона. Сегодня 82 процента всего продовольствия завозится в область из других районов страны. А потому основную долю в итоговой себестоимости продукции составляют немалые транспортные расходы. Добавить сюда накрутки перекупщиков, и получается, что закупочная стоимость производителей в регионе (или стране) вырастает в 10, а то и в 20 раз.
РД “КМГ” же не только смогла договориться о поставках продовольствия с сельхозтоваропроизводителями, но и полностью взяла на себя все затраты на транспортировку товаров “с поля до прилавка”. Она же оплатила и оборудование ярмарочных рынков, арендовав специализированные складские помещения с морозильными камерами и помещениями для хранения сыпучей и овощной продукции, торговое оборудование. Были созданы рабочие места водителей, продавцов и разнорабочих.
В компании сообщили, что прошедшая сельхозярмарка стала лишь первой в череде запланированных - всего до нового года в Жанаозене будут организованы еще 5 подобных “распродаж”. Причем ассортимент и количество привозимого товара будут увеличиваться раз от раза.
“Наша компания, - говорят в РД “КМГ”, - уделяет огромное внимание социальным проектам. И мы считаем, что начатая работа по поставкам удешевленного продовольствия в Жанаозен, город, где располагается один из крупнейших наших производственных филиалов - наш вклад в общую политику государства по сдерживанию роста цен на продукты питания. И помощь работникам наших предприятий, их семьям”. |