Алла Иванилова
Безразличное отношение в Казахстане к нуждам инвалидов стало причиной судебного иска Елены Юрченко из Павлодара. Женщина, которая прикована к инвалидному креслу уже 14 лет, недавно отправилась в поездку на поезде и поняла, что компания “Казахстан Темир Жолы” не предусмотрела для людей с ограниченными возможностями даже минимальных условий. Женщина-инвалид с трудом добралась на коляске до поезда. Рискуя жизнью, она перебиралась через железнодорожные пути. Но даже после того, как она приложила немало усилий, чтобы попасть в вагон, ее мучения не закончились. Шесть часов Елена не могла сходить в туалет. Испытав такие небывалые унижения и страдания, женщина решила подать в суд на национального перевозчика, оценив нанесенный ей моральный ущерб в полмиллиона тенге
Мы не задумываемся, когда выходим из дома, стоим на остановке или идем в магазин, как нам осилить этот путь. Инвалидов, которых в Казахстане насчитывается 563 тысячи, а это три процента от общей численности населения, эти мысли терзают постоянно. Для них проблематично делать привычные нам вещи: перейти дорогу, сесть в автобус, сходить в парикмахерскую или в кино. В республике всего лишь треть зданий имеют пандусы. “На 1 января этого года из имеющихся 3437 пешеходных переходов оборудовано звуковыми, световыми устройствами 669. Всего лишь около 20 процентов. Из 12 800 общественных автобусов устройствами по посадке и высадке инвалидов снабжены 458. Это всего лишь около четырех процентов. Местными исполнительными органами установлено 13 200 объездных путей и пандусов, тогда как необходимо 43 634”, - констатировала вчера министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова, выступая во время встречи с депутатами.
При этом чиновники постоянно говорят о том, что людей с ограниченными возможностями необходимо интегрировать в общество. Но как, если местные власти просто-напросто забывают о них? Хотя законодательство и другие технические регламенты предписывают обеспечивать доступ инвалидов ко всем объектам жилья и социальной инфраструктуры. Как сообщил сенаторам председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин, в Казахстане вопросы обеспечения жилых и общественных зданий необходимыми условиями для передвижения инвалидов регламентируют 15 нормативно-технических документов. Они являются обязательными для всех субъектов архитектурно-градостроительной и строительной деятельности. Причем условия для передвижения должны быть созданы, начиная со входа в здание и заканчивая путями эвакуации. У нас, к сожалению, некоторые пандусы больше для “галочки”, поскольку подняться по ним не предоставляется возможным. Чаще всего местные органы оправдывают свое безразличное отношение к инвалидам отсутствием финансовых средств. Мол, не на что создавать условия. С прошлого года Агентство по делам строительства и ЖКХ осуществляет реформирование систем технического регулирования строительной отрасли, предусматривающее поэтапный переход на евронормы. По словам главы ведомства, это позволит улучшить качество жизни инвалидов. С августа этого года полномочия местных исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования переданы агентству. “После реорганизации этой службы нами будет усилен контроль на местах за соблюдением требований по обеспечению доступа инвалидов к зданиям и сооружениям”, - пообещал Серик Нокин.
Согласно законодательству все необходимые условия для людей с ограниченными возможностями должны быть созданы и на транспорте. Однако на деле все по-другому. Далеко не все вокзалы оборудованы пандусами и специализированными лифтами для перехода на перрон. Курсируют всего лишь два специальных железнодорожных вагона для инвалидов на одном маршруте - “Атырау - Астана”.
|
У людей с ограниченными возможностями есть еще одна степень ограничения - общество, которое их не замечает |
Впрочем, в “Казакстан Темир Жолы” до конца текущего года планируют приобрести еще два вагона для инвалидов и задействовать их на маршруте “Алматы - Астана”. Они оборудованы специальными подъемными механизмами для колясок, имеют расширенный тамбур, коридор, двухместное купе и прочие условия. Кроме того в настоящее время компания ведет работы по переоборудованию еще пяти вагонов для перевозки людей с ограниченными возможностями. В 2012 году для этих нужд планируется переделать три вагона. До 2014-го для подвижного состава фирмы “Тальго” будут приобретены 12 железнодорожных вагонов, приспособленных для перевозки инвалидов. Переоборудование вагонов обойдется компаниям-перевозчикам более в чем 1,5 миллиарда тенге.
Помимо этого, на 284 железнодорожных вокзалах установят пандусы и подъемники, приобретут инвалидные коляски, оборудуют санитарные узлы.
Министерство транспорта и коммуникаций предлагает предусмотреть специальные билетные кассы для оказания услуг инвалидам, а также места для них в залах ожидания вокзалов. Ведомство считает необходимым предусмотреть в составе специального вагона места для лиц с нарушением опорно-двигательных функций.
В автомобильном и воздушном транспорте ситуация получше. “В транспортно-коммуникационном комплексе Казахстана по всем видам перевозок пассажиров реализуются мероприятия по улучшению обслуживания и условий перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Хочу заверить, что данная работа будет находиться под постоянным контролем руководства министерства”, - заметил вице-министр транспорта и коммуникаций Роман Скляр.
Сами инвалиды для себя много не требуют. Они просят чиновников лишь повысить размер пособий и решить проблему с их трудоустройством, предусмотрев для работодателей определенные льготы.
Астана |