Дмитрий Бабич, политический обозреватель “РИА Новости”
В ходе состоявшейся в конце октября видеоконференции президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина с региональными отделениями “Единой России” стало ясно: главный противник ЕР - это не оппозиционные партии. “Единой России” больше всего вредит многолетнее игнорирование властью одних и тех же проблем в обществе - низких зарплат учителей и сотрудников детсадов, цен на горюче-смазочные материалы для селян, безопасности граждан
Ссылки власти на то, что оппозиция, мол, умеет только критиковать, уже не работают. Взяв абсолютное большинство в Госдуме, в правительстве и в губернаторском корпусе, “Единая Россия” взяла на себя и абсолютную ответственность за происходящее в стране. В этом - главное неудобство “безоппозиционного” правления, осуществляемого в России с 2003 года.
Уже в начале видеообщения с партийцами президент дал “единороссам” установку: к избирателям - максимум мягкости и понимания, к политическим оппонентам - жесткий борцовский подход. “Мне хотелось бы, чтобы в этот ответственный период все мы больше общались с обычными людьми, не боялись критики, не закрывались от нее. Но при этом нужно отвечать бездельникам и политиканам, которые еще сами ничего не сделали, но пытаются умничать по любому вопросу”, - заявил Медведев.
Бойцовская лексика президента и призыв к оппозиции “не умничать” звучат привычно и понятно для сторонников “Единой России” в регионах. Но у партии власти, каковой “Единая Россия” бессменно является с 2003 года (именно тогда она впервые получила абсолютное большинство в Госдуме), есть враг посильнее оппозиции. Это неверие народа в то, что партия власти может изменить жизнь к лучшему.
- Избиратель “Единой России”, как правило, голосует за эту партию из чисто материальных соображений, - отмечает Лев Гудков, генеральный директор Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра). - Люди воспринимают ЕР как единственную политическую силу, способную изменить жизнь в их городе или селе. Перед выборами средствами пропаганды эти ожидания как бы раздуваются. После выборов они всегда скукоживаются и заканчиваются почти полным разочарованием. Есть основания полагать, что на этот раз партии власти не поверят на слово. Пока, по данным Левада-центра, на выборы собираются прийти не более 54 процентов избирателей.
У избирателя есть причины для разочарования - и общение президента и премьера со сторонниками “Единой России” в регионах еще раз показало это. Десятилетиями не выполняются обещания власти - довести зарплату учителей до средней в стране, обеспечить селян ГСМ на период сельскохозяйственных работ, ликвидировать очереди в детские сады. Вот и Путину с Медведевым пришлось на этой видеоконференции поднять вопрос о “запредельно низкой” зарплате персонала детских садов.
- Я напомню, что задача срочно довести зарплату педагогов до средней по экономике была поставлена еще указом номер один президента Ельцина в 1991 году, - комментирует эту ситуацию член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков. - Кое-что в этой сфере сделано. Отремонтированы здания, построены новые. Но чиновники и теперь очень неохотно повышают зарплаты бюджетникам: ведь понижать их обратно нельзя, а за невыплату теперь можно попасть под суд - это уголовное преступление. Вот и получается: зарплаты учителей и воспитателей для чиновников - последнее дело, они идут на это крайне неохотно”.
Причина многолетней нерешаемости такой социальной проблемы, как зарплаты педагогов, - это инерция бюрократического аппарата, его страх перед вышестоящими чиновниками и абсолютное пренебрежение избирателями.
При общении с региональными представителями “Единой России” президент Медведев указал, к чему это может привести - в новых красивых детсадах некому будет работать.
Сидевший рядом с Медведевым Путин напомнил, что доведение учительской зарплаты до средней по экономике - предвыборное обещание “Единой России”. Медведев высказал мысль, что ситуация в детсадах еще драматичнее: если учителя в регионах получают до 25 тысяч рублей, то в детсадах средняя зарплата в четыре раза меньше.
В массовом сознании ответственность за все эти неприятные особенности российской бюрократии неизбежно ложится на “Единую Россию”: ни одна оппозиционная партия не управляет ни в одном из регионов Российской Федерации. А значит, и разделить ответственность партии власти не с кем.
Впрочем, судя по жесткому тону тандема, на этот раз оппонентам не будет, как выразился недавно российский президент, “скидок на демократию”. |