Григорий Меламедов, кандидат исторических наук - для “РИА Новости”
Главный вызов для будущего Президента России
После президентско-премьерской рокировки многие наблюдатели сделали вывод, что Дмитрию Медведеву теперь достанется самая неблагодарная роль - отвечать за непопулярные реформы. В целом, так, наверное, и есть. Но в каждом деле бывают исключения, и в данном случае одним из главных исключений является Северный Кавказ.
Северокавказская политика в России традиционно рассматривается как наполовину внутренняя, наполовину внешняя. А внешняя политика считается президентским делом, и уже сейчас, не дожидаясь мартовских выборов, именно Путин - в глазах общественности - становится ответственным за нее.
Кроме того, все северокавказское направление еще с 1999 года по понятным причинам расценивается в России как “путинский проект”, если можно так выразиться. До вчерашнего дня Путин еще мог делить с Медведевым ответственность за этот регион, но теперь с каждым днем такой возможности у него будет все меньше и меньше
Денежные
вливания:
увеличить
или сократить?
Между тем ситуация на Северном Кавказе предвещает мало хорошего. Совсем недавно Центр политических технологий представил Кремлю доклад “Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных процессов”. Из доклада следует, что ни политической, ни экономической модернизации в регионе нет.
Минрегион и Минфин России разошлись в оценках того, насколько эффективна бюджетная политика в северокавказских республиках. Минрегион считает, что поступающие из Москвы деньги расходуются в целом эффективно. Минфин, наоборот, критикует бюджетную политику северокавказских субъектов федерации и отмечает у них серьезные финансовые нарушения. Сходятся оба министерства в одном: регион продолжает жить на дотации и в обозримом будущем эта ситуация не изменится.
И как быть теперь, когда до России докатилась новая волна мирового финансового кризиса?
Если, несмотря ни на что, поддерживать прежний уровень денежных вливаний, это может стать слишком тяжелым бременем для федерального бюджета, вызвать недовольство руководителей других регионов, да и простых людей. Если же дотации сократить или даже оставить на прежнем уровне, но без поправки на инфляцию, то экономическая ситуация на Северном Кавказе может достичь критической точки.
И все понимают: рост бедности и безработицы означает рост терроризма. А тут еще Олимпиада в Сочи, судьба которой напрямую зависит от стабильности в близлежащих республиках. Причем Сочи-2014 тоже воспринимается обществом как путинский проект.
О терроризме
С одной стороны, силовые ведомства России отмечают сокращение числа терактов за последний год. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что их стало меньше на 36 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
В то же время налицо две тревожные тенденции. Первая состоит в том, что террористическому подполью удалось ликвидировать внутренний раскол. Вторая, и более серьезная, заключается в неуклонной исламизации региона, когда разные сугубо практические вопросы повседневной жизни, включая регистрацию имущественных сделок, решение земельных споров и тому подобное, все чаще оказываются в ведении местных религиозных лидеров, а не государственных структур.
Менять положение дел надо срочно и жестко, но кто из двух нынешних руководителей России будет это делать? Худший вариант, если до президентских выборов и официальной инаугурации нового президента один из них уже не захочет, а другой еще не захочет брать на себя такую ответственность.
Думские выборы
на Кавказе
Непросто складывается ситуация и с думскими выборами. “Единой России” очень нужна убедительная победа на Северном Кавказе и, в частности, на Ставрополье, где серьезной проблемой для правящей партии становятся националисты, которые играют на недовольстве местных жителей мигрантами. В начале сентября Медведев посетил Ставропольский край и дал понять местным единороссам, что они не должны использовать в предвыборной агитации националистическую тематику.
Теперь, когда Медведев официально возглавил предвыборный список партии, ему придется либо менять свою установку, либо рисковать.
Тема мигрантов уже сейчас стала ключевой для всей предвыборной кампании в общероссийских масштабах. Если вспомнить прошлогодний погром на Манежной площади и ситуацию вокруг него (а перед выборами об этом обязательно вспомнят), то очевидны различия в подходах к этому вопросу между Путиным и Медведевым. Если Медведев однозначно выступил против националистов, то Путин дал понять, что в чем-то их понимает. Именно тогда он заявил, что мигранты не должны давать повод для плохого отношения к себе и что русское население кавказских городов не всегда чувствует себя в безопасности.
Сейчас трудно прогнозировать, как скажутся эти различия в ходе выборов, но очевидно, что Путину для поддержания популярности придется и дальше сотрудничать хотя бы с умеренными националистами.
Нужна ювелирная
точность
Получается, что именно сейчас во всех вопросах, касающихся Северного Кавказа, - будь то экономика, борьба с терроризмом или предвыборные дела - от властей требуется ювелирная точность принимаемых решений. А ее очень трудно достичь в период смены приоритетов.
Отсюда следует тревожный вывод, что в ближайшее время федеральное руководство может наломать дров в северокавказской политике, и тогда Путину после возвращения в президентское кресло придется прибегнуть к жестким мерам, чтобы все исправить.
Можно ли было всего этого избежать? Вероятно, можно, если бы процесс принятия решений на самом верху был по-настоящему прозрачным. |