|
Сергей Варшавчик, обозреватель “РИА Новости”
Есть композиторы, чьи произведения узнаешь с первого такта. Таков Микаэл Таривердиев, которому недавно исполнилось бы 80 лет. Его музыка невероятно обаятельна, она несет в себе мощнейший заряд, заложенный ее создателем - человеком интеллигентным, умным и жизнерадостным. Впрочем, тем, что музыку Таривердиева знают и любят на всем пространстве бывшего СССР, в первую очередь, мы обязаны кино
Кино как судьба
Сейчас мало кто помнит, что Микаэл Леонович Таривердиев - автор четырех опер и четырех балетов, трех концертов для органа, десяти хоралов и большого числа камерных вокальных циклов. Главным в его биографии стала музыка к таким популярным фильмам, как “Семнадцать мгновений весны” и “Ирония судьбы, или С легким паром!”
Таривердиев стал писать для кинематографа практически сразу же после окончания Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Не без влияния своего педагога в Гнесинке, знаменитого Арама Хачатуряна, который известен не только как автор балета “Спартак”, но и композитор, написавший музыку ко многим советским фильмам.
Возможность творить,
как хочется
Хрущевская оттепель выдвинула на первый план кино, в котором наиболее ярко воплотились романтические надежды послевоенного поколения. Именно там, в павильонах киностудий, среди кинокамер и декораций, закипела настоящая жизнь для многих актеров, режиссеров, писателей, художников и, конечно, композиторов.
Первая картина Таривердиева была учебной, вгиковской. Называлась “Человек за бортом”, а ее режиссерами стали Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик.
С Каликом Таривердиев и сделал свои следующие шаги в кинематографе, создав вместе еще несколько лент: “Юность наших отцов”, “Человек идет за солнцем”, “До свиданья, мальчики!”, “Любить”. Их дуэт отличался лиризмом и поэтичностью, во многом став киносимволом шестидесятников.
Таривердиев с головой погрузился в кино. Ездил в экспедиции со съемочной группой, овладел до тонкостей профессией звукорежиссера, вместе с режиссером выстраивал все элементы фильма - от сценария до озвучивания.
Для него кино было не куском пленки, а возможностью творить так, как ему хочется. Не случайно он, написавший музыку к 132 фильмам, много лет возглавлял гильдию композиторов Союза кинематографистов России.
Колоссальную популярность Таривердиеву принес фильм “Семнадцать мгновений весны”. Впоследствии композитор вспоминал, что, прочтя сценарий, понял, что здесь есть большие возможности для музыки. Он решил, что для Штирлица главное - это чувство долга, а также тоска по Родине. Так родились знаменитые песни “Мгновения” (“Не думай о секундах свысока”) и “Где-то далеко”, которые блестяще исполнил в сериале Иосиф Кобзон.
Таривердиев написал 8-минутную прелюдию к сцене свидания Штирлица с женой. Эпизод, в котором были убраны все звуки и оставлена только музыка, получился одним из самых сильных не только в картине, но и в советском кинематографе.
Унизительная история
Впрочем, лента доставила и немало неприятностей. В конце съемок режиссер-постановщик Татьяна Лиознова решила добавить себя в качестве сценариста в титры. Писатель Юлиан Семенов, по книге которого был снят фильм, категорически этому воспротивился. Обратились к Таривердиеву как к третейскому судье. Он встал на сторону Семенова. Отношения с Лиозновой были на много лет испорчены. Композитор даже не получил вместе со всеми Государственную премию за этот фильм.
А потом какой-то злой шутник (скорее всего, Никита Богословский) прислал в Союз композиторов телеграмму, якобы подписанную знаменитым французским композитором Франсисом Леем. Мол, он поздравляет месье Таривердиева с успехом своей музыки в фильме “Семнадцать мгновений весны”. Коллеги стали охотно злословить по этому поводу, чиновники - на всякий случай - потихоньку запрещать к исполнению произведения Таривердиева.
Конец этому положил сам композитор, добившийся от самого Лея официального ответа, что тот не посылал никакой телеграммы.
Таривердиев позже вспоминал, насколько все это было для него унизительно: “Мне, которому всегда говорили - моя музыка может быть плохой или хорошей, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, нужно отмываться, доказывать, что я не украл!”
Счастливый человек
Еще больший успех принесла композитору работа над фильмом “Ирония судьбы, или С легким паром!”, украшением которого стала целая россыпь великолепных песен на музыку Таривердиева.
По словам режиссера-постановщика Эльдара Рязанова, композитор реабилитировал для широкой публики многие поэтические имена - Бориса Пастернака, Марину Цветаеву, Александра Кочетова... Картина стала культовой, превратившись в многолетний новогодний талисман для миллионов телезрителей, которые до сих пор с удовольствием поют песни из нее.
Таривердиев как-то сказал, что “если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино”.
Микаэл Таривердиев был счастливым человеком, занимаясь только тем, что ему было действительно интересно. Писал романсы, концерты для скрипки, симфонии для органа, серьезно занимался фотографией, был одним из первых в стране, кто увлекся серфингом.
Но главной любовью оставалось кино, где он мог ставить разнообразные творческие эксперименты, которыми могло насладиться огромное число зрителей и слушателей. |