|
Ирина Гайкалова
Уже известный казахстанскому зрителю музыкальный канал “ХИТ ТВ” телерадиокомпании “SHAHAR” в скором времени предстанет в новом концептуальном облачении. Отечественные исполнители и новости, собственные программы и организация концертов - все это и многое другое станет частью отечественной развлекательной индустрии. Специалисты масс-медиа имеют глобальную цель - поднять из руин казахстанский шоу-бизнес, дать ему новый шанс на возрождение. О том, какие проблемы стоят на этом пути и как их преодолеть - наш разговор с президентом ТРК “SHAHAR” Куатом Домбай
- Вы не боитесь конкуренции, выходя на рынок масс-медиа с концепцией отечественного музыкального канала, при том, что у нас в кабельных сетях есть “монстры” мирового масштаба?
- Разумеется, это заведомо проигрышная позиция - пытаться конкурировать с мировыми музыкальными каналами в кабельных сетях. Создавая новое лицо канала, мы исходим из принципиально другой позиции: отечественный музыкальный канал должен быть особенным и ориентироваться на казахстанского зрителя. А что интересует казахстанцев - людей со своей собственной культурой и менталитетом? Я много ездил по регионам - человека больше интересует свое, родное - и местные новости, и культурные события, и отечественные исполнители в том числе...
Однако помимо своеобразности главным критерием развития канала выступает качество. То есть качество производства программ должно быть не только на уровне лучших программ СНГ, а мировых телеканалов. По большому счету, мы хотим сделать наш канал настоящей площадкой для всех казахстанских исполнителей. Мы хотим, чтобы наши артисты получили доступ к медийным ресурсам и начали развивать шоу-бизнес.
Итак, вот основные “киты” нашего бренда: казахстанское содержание, качественные программы и общая капитализация телерадиокомпании посредством запуска двух новых компаний “Хит продакшн студиоз” и “Хит ивентс”. Первая будет заниматься производством клипов, а вторая - организацией крупномасштабных мероприятий.
- Если вспомнить, то некоторые каналы уже пытались сделать площадки для развития казахстанских исполнителей...
- Такие попытки были. Мы строим другую стратегию действий. Для начала давайте ответим на вопрос, какова нынче ситуация в нашем шоу-бизнесе. Если честно, то она плачевна, и это ни для кого не секрет. Трудно или почти невозможно найти казахстанских звезд, которые собрали бы на свое выступление более 70 тысяч зрителей. А это значит, когда организаторам крупномасштабных мероприятий необходимо собрать большое количество людей, они всегда делают ставку на российских и зарубежных исполнителей.
Недавно я подсчитал, во сколько же обходится стране такое положение вещей - каковы размеры оттока капитала из корпоративного сектора? Сумма вышла потрясающая: только российские исполнители в 2007 году увозили от двух и более миллиона долларов в месяц в виде гонораров!
- Кто же виноват в таком положении вещей?
- Я не склонен взваливать вину на казахстанских исполнителей. К сожалению, надо признать, что свою лепту в создание такой ситуации внесли наши масс-медиа. При их отношении к казахстанским исполнителям получилось так, что в стране отсутствуют условия для развития молодых талантов.
Наши исполнители не то что не имеют равных шансов, но даже находятся в более ущербном положении, нежели российские. Всем известны требования телевидения и радио о суммах для ротации наших артистов, в то время как российские клипы крутятся бесплатно. То есть наши СМИ - за редким исключением - занимались сбором денег с еще не вставшего на ноги бизнеса музыкальной индустрии. И это очень отрицательно сказалось на его развитии.
Меня такое положение, мягко говоря, возмущало. Мой отец - драматург, и то, в каком положении находится родная культура, мне известно из первых рук. То, что мы называем шоу-бизнесом, тоже является ее неотъемлемой частью. Единое культурное пространство, обязанное скреплять наше общество, в настоящее время отсутствует. Можно обеспокоиться и об информационной безопасности страны: нет ничего хорошего в том, что все смотрят зарубежные новости и слушают зарубежную музыку.
Таким образом, если рассматривать проблему развития шоу-бизнеса в глобальном масштабе, то вопрос стоит весьма серьезно. Исходя из этой идеи, миссия нашего канала - это создание базовых условий для формирования шоу-бизнеса.
Прежде всего мы хотим предоставить свободную площадку для казахстанских исполнителей, более того, наша компания “”Хит продакшн студиоз” для самых талантливых будет предлагать сотрудничество в создании клипов, выпуске дисков, бесплатной ротации, участие в различных концертах, в прокрутке на радиоэфире.
Во-вторых, мы будем организовывать различные концерты и мероприятия по Казахстану и с участием отечественных исполнителей. То есть мы хотим всерьез заняться индустрией развлечений. Если до сих пор она формировалась обрывочно, то сейчас, имея такой ресурс, как телевидение, мы хотели бы дать ей систематическое развитие и становление.
- Это серьезный вызов и серьезные вложения...
- Конечно, создание имиджа артиста, его “раскрутка” требуют серьезных вложений, поэтому мы очень серьезно подходим к выбору претендентов.
Я не спорю, конкурентная борьба весьма острая. Но мы имеем ресурсы, которые позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Мы не считаем для себя обязательным на данном этапе создание клипов международного уровня. Сейчас самое важное поддержать таланты тем, что у нас имеется. И на самом деле на это не потребуется больших средств.
Мы также надеемся на понимание и поддержку со стороны корпоративного сектора и рекламодателей. Их роль ключевая, и если, несмотря на нынешние проблемы на рынке капитала, мы все же получим понимание и поддержку с их стороны, то наш шоу-бизнес наконец встанет на ноги и звезды смогут собирать стадионы дешевле, нежели “мегасовки”, и обеспечивать такое же продвижение товаров в размещение рекламы. FMCG-компаниям это тоже выгодно. Это тот же бизнес, но с более прагматичным и долгосрочным подходом.
- На какого зрителя вы рассчитываете?
- Наши зрители - это тинейджеры и люди постарше. В концепции развития канала мы планируем запустить ряд весьма интересных программ, которые расширят нашу зрительскую аудиторию до 30 и более лет. И, возможно, с другой стороны, мы понизим планку аудитории с помощью запуска детских программ. Хочется, чтобы наши дети смотрели казахстанские программы.
Мы планируем строить собственную студию на базе канала, где будут производиться собственные ТВ-программы. В конечном итоге эти инвестиции должны значительно удешевить производство собственных программ и привлечь зрителя.
В следующем году мы повысим рейтинг канала с дальнейшей целью стать лучшим музыкально-развлекательным каналом в Казахстане. Будут выходить в эфир собственные клипы наших исполнителей, новые программы. Мы планируем расширить региональное вещание, используя эфирные частоты, кабельные сети и так далее. И в последующие годы - движение только по восходящей: увеличение капитализации компании, организация дополнительных, смежных с шоу-индустрией, бизнесов.
- Одной из серьезных проблем была и остается проблема пиратства. Как Вы расцениваете ситуацию? Что можно и нужно делать?
- Ситуация остается губительной для шоу-индустрии. К сожалению, мало, что можно сделать пиар-акциями и призывами к населению приобретать лицензированную продукцию. Цена у пиратов в два-три раза ниже, и люди всегда будут покупать то, что дешевле. Проблему решат только законоисполнительные действия государства, поскольку только при физическом отсутствии пиратского производства люди начнут приобретать лицензированные вещи.
- Сколько лет мы говорим и пишем об этом, но проблема остается нерешенной. Может, частному бизнесу надо сильнее лоббировать этот вопрос?
- Ликвидация пиратства очень важна для государства, призванного обеспечивать законность и увеличивать налоговые сборы с легального бизнеса. Частному бизнесу расширять в данное время точки лицензированных продаж, при том, что рядом торгуют “пираты” - бессмысленно, это потеря средств. Может быть, борьба с пиратством до сих пор и не была успешной, потому что не применялись радикальные меры?
При этом речь идет о многомиллионных суммах. Давайте сделаем примерный расклад: у нас максимальные продажи отечественных дисков составляют от 6 до 16 тысяч. В то же время в России хиты расходятся миллионным тиражом. То есть 22 процента российского населения покупают лицензированные диски. Те же 22 процента в Казахстане, как страны со схожей экономикой, могли бы составить более 300 тысяч. У нас же максимальная продажа составляет 16 тысяч. Получается, вся эта разница заполняется пиратской продукцией.
Когда наши звезды смогут создавать лучшие клипы, рынок станет более конкурентным, это увеличит налоговые сборы с прибыли в 16-18 раз и обеспечит ту же информационную безопасность: люди будут смотреть отечественное, а не зарубежное. Я думаю, сейчас эту проблему стоит поднимать и пытаться решать системно.
- Казалось бы, речь идет о развлекательном канале, а мы говорим о проблемах...
- А в том-то и дело, что развлечение - это серьезный и тяжелый труд для того, кто занимается его организацией. Но это и есть наша цель - привлечь зрителя, дать ему качественную продукцию, оставив проблемы “за кадром”. |