|
Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
Угроза технического дефолта в США миновала. Американские власти смогли договориться об увеличении потолка американского госдолга, который на данный момент составляет 14,3 триллиона долларов и был превышен уже в мае этого года. В ходе переговоров, которые шли весь июль, республиканцы и демократы пришли к компромиссу
Похожие и разные
Достигнутые договоренности предполагают увеличение лимита госдолга США на 2,1 триллиона долларов (за последние 10 лет потолок госдолга повышался уже 10 раз). Одновременно предусмотрено снижение государственных затрат на сумму около 1 триллиона долларов в течение 10 лет. Кроме того, будет создана специальная комиссия (в нее войдут члены обеих палат конгресса США), которая должна найти способ сократить госрасходы еще на 1,5 триллиона долларов.
В последнее время с долговыми проблемами столкнулась не только Америка. В ближайшие годы мир может накрыть целая эпидемия дефолтов - Греция уже оказалась в состоянии выборочного дефолта: 25 июля рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный рейтинг Греции с Саа1 до Са. Долговые обязательства с таким рейтингом считаются спекулятивными и находящимися в состоянии, близком к дефолту. Через день суверенный рейтинг Греции снизило на два пункта агентство Standard&Poor’s: с ССС - до преддефолтного СС. Эксперты предупреждают: вскоре угроза дефолта может перекинуться на других участников ЕС, а через несколько лет, по мнению некоторых экспертов, с долговым кризисом может столкнуться Китай.
Дефолт сам по себе штука неприятная, факт дефолта или его угроза свидетельствуют о серьезных воспалительных процессах, которыми поражена экономика.
Технически причина всех дефолтов одна: заемщик агрессивно берет в долг, не слишком задумываясь, хватит ли сил и средств обслуживать ссуду, а занятые деньги расходует неэффективно. Наконец наступает момент, когда платить нечем, приходится реструктурировать долг либо добиваться его списания. Так обстояли дела в России в 1998 году, в схожей ситуации оказались Греция и другие беднейшие страны Евросоюза, и даже Соединенные Штаты, оказавшиеся перед угрозой технического дефолта.
Впрочем, на том сходство и заканчивается. Если Россия в 1998 году пережила полноценный дефолт - страна отказалась платить по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), то в случае с Грецией речь пока идет лишь о реструктуризации части государственного долга - это называется выборочным дефолтом. Что до угрозы технического дефолта США, то некоторые эксперты считают происходящее частью политической борьбы, затеянной республиканцами и демократами накануне выборов, ведь платить Америка может, нужно лишь уладить организационные вопросы.
От России до Америки
Российский дефолт был одним из этапов системного кризиса, в котором оказалась экономика с начала 1990-х годов. “ВВП падал на 7-10 процентов в год, хроническая высокая инфляция не давала экономике функционировать, при этом государство наращивало бюджетные расходы”, - вспоминает главный экономист ИК “Тройка Диалог” Евгений Гавриленков. В этих условиях в конце 1995 года власти страны затеяли рискованную игру, выпустив на внутренний рынок ГКО под очень высокие проценты (весной 1998 года, по словам Гавриленкова, их доходность достигала 80 процентов годовых в валюте). “Процентная ставка по американским облигациям с двухлетним сроком погашения составляет 0,4 процента, с десятилетним сроком - 4 процента”, - отмечает эксперт.
Чтобы выплачивать держателям ГКО положенные проценты, государству пришлось изымать деньги из экономики - ЦБ в 1996 году усложнил процедуру выдачи кредитов для предприятий настолько, что они просто не могли брать ссуды, и промышленность поразил кризис неплатежей. Вместо денег компаниям пришлось расплачиваться между собой векселями, а нет денег - нет и налоговых поступлений в бюджет. Единственным стабильным источником пополнения казны остался топливный сектор.
Но и это не все - государство, введя в 1995 году так называемый валютный коридор, поддерживало неоправданно высокий курс рубля - это была своеобразная гарантия иностранным покупателям ГКО и один из способов борьбы с высокой инфляцией. Перечисленных факторов в сумме с избытком хватало для полноценного экономического кризиса. Нужен был только повод - им стало обрушение цен на нефть после азиатского биржевого кризиса 1997 года. Кстати, сам дефолт многие эксперты называют отправной точкой по выходу из экономического тупика, в который завела страну непродуманная политика российских властей.
Современная американская экономика в отличие от российской образца 90-х годов не падает, а растет, пусть и не очень быстро - около 3 процентов по итогам 2010 года, а инфляция составляет порядка 3 процентов в год. Одна из главных проблем США - высокий госдолг. Он резко подскочил в 1946 году из-за расходов на оборону (до 121,2 процента ВВП). В последующие годы показатели задолженности несколько снизились, но оставались на довольно высоком уровне. Если в 1940 году показатель задолженности составлял 50,69 миллиарда долларов, то к 1950-му скакнул до 256,8 миллиарда. Впрочем, большие долги не мешали экономическому развитию Штатов.
Резкий всплеск госдолга, случившийся в 2008-2010 годах, связан с антикризисными мерами. “Власти США выкупили долги проблемных компаний, это и вызвало скачкообразный рост и американского долга, и бюджетных расходов на его обслуживание, - поясняет Гавриленков. - Но если бы государство предпочло оставить проблемы в частном секторе, кризисные процессы могли принять неконтролируемый характер”.
Помимо выкупа проблемных долгов значительные средства американские власти потратили на социальные программы и борьбу с безработицей. В итоге госдолг США вырос с 8,95 триллиона долларов в 2007 году до 14,1 триллиона в 2010-м. Но эксперты считают, что в настоящий момент высокая задолженность не несет серьезной угрозы американской экономике. “Инвесторы готовы продолжать финансировать американский госдолг, - считает директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Объем сбережений в мире велик, а равноценной альтернативы этому рынку пока нет”. Незначительное понижение кредитных рейтингов США (в серьезное снижение эксперты не верят) кардинально не повлияет на ситуацию.
Назад в СССР?
Отношение инвесторов к долгам периферийных стран ЕС прямо противоположное. Мировые рейтинговые агентства Moody’s и Standard&Poor’s понизили рейтинг Греции до преддефолтного неслучайно - эксперты не видят потенциала для оздоровления греческой экономики. По мнению Евгения Гавриленкова, с момента вступления в ЕС страна жила не по средствам: “Не имея промышленной базы, почти ничего не производя, Греция обеспечивала себе уровень жизни, сопоставимый с Германией”. Гавриленков подчеркивает - по динамике развития греческая экономика уступает турецкой, но по ВВП на душу населения Греция в четыре раза опережает соседа.
Как такое возможно? Ответ, по мнению Гавриленкова, прост: “Еврозона - это большое социалистическое государство, где Германия играет роль РСФСР, которая субсидировала и поддерживали экономики союзных республик”.
Дефолты будущего
Настоящий, а не выборочный дефолт, по мнению Кирилла Тремасова, мог бы стать для Греции толчком для выхода из кризиса. Но важнейшим условием запуска механизма роста эксперт считает девальвацию национальной валюты, а это невозможно, пока страна находится в зоне евро. “По-хорошему, Греция должна выходить из зоны евро, возвращать драхму и девальвировать ее”, - считает аналитик Банка Москвы. Но в том, что касается единства ЕС, политические резоны пока превалируют над экономическими, вопрос выхода отдельных членов всерьез политиками не рассматривается. Как итог, поведение биржевых игроков, по словам Тремасова, свидетельствует о том, что они “ставят на дефолт” не только Греции, но и других периферийных стран Евросоюза.
Но и с Америкой не все так просто. Да, на данный момент проблема госдолга носит технический характер. В преддверии выборов и демократы, и республиканцы стремятся набрать дополнительные очки, показать себя защитниками интересов налогоплательщиков, отсюда жесткие дебаты по проблеме сокращения долга. А дальше? Договоренность по вопросу увеличения потолка госдолга проблему не решает, а только консервирует. “Проблемы будут накапливаться, и рано или поздно здесь рванет, - прогнозирует Тремасов. - Мы еще увидим потрясения на рынке американского долга”.
Следующим на очереди, по мнению Евгения Гавриленкова, может оказаться Китай, и тоже из-за злосчастного кризиса. Падение потребления в Европе и США (основные потребители китайской продукции) заставило КНР частично переориентировать свою промышленность на внутренний спрос - за годы кризиса внутренний рынок страны вырос примерно на 30 процентов. Делалось это за счет выдачи китайскими банками потребительских кредитов, не всегда оправданных.
“Речь идет о сотнях миллиардов долларов, которые были выданы в 2009-2010 годах, - говорит председатель правления Российско-Китайского центра торгово-экономического сотрудничества. - Это была очень грамотная мера, чтобы сохранить высокие темпы роста”. Эксперт признает, что значительную долю выданных ссуд могут составлять так называемые “плохие кредиты”, которые выдавались без обеспечения и предъявления жестких требований к заемщику - только для того, чтобы стимулировать спрос. “В долгосрочном плане это добром не кончится, - полагает Гавриленков. - Китайский кризис мы будем наблюдать через несколько лет”.
Однако ряд аналитиков уверен, что угроза долгового кризиса в Поднебесной носит, скорее, виртуальный характер, поскольку в китайской экономике много собственных отработанных механизмов, способных решить этот вопрос. |