Константин Маскаев
Случилось как-то нашему сотруднику приобретать инструменты для работ по хозяйству. Выбор пал на крупный магазин Baumarkt - в надежде, что в отличие от множества мелких лавчонок и базарной толкотни “Тастака” (большой рынок хозяйственных и строительных товаров в Алматы) здесь есть гарантия, что и товар окажется качественным, и лишнего не возьмут. Да и обслужат вежливо и с прицелом на будущее
Рядовой поход в хозяйственный магазин обернулся последующей длительной перепиской с дирекцией магазина и утратой доверия даже к такому солидному оператору рынка хозтоваров.
Но началось все, конечно же, не с директора, а много ниже - со святая святых всякого магазина - торгового зала. Ибо где еще реализуется постулат торговли о том, что каждый клиент - единственный и, соответственно, может рассчитывать на соблюдение кое-каких своих прав. Это много позже директор магазина уважаемый господин Каплун разъяснил, кто в его торговом доме прав. А на момент совершения покупки это в довольно фривольной форме сделал обычный кассир.
Товары в магазине Baumarkt разложены как в универсаме и снабжены ценниками. Позволяет соотнести объем покупки с запланированной на то суммой. Но в этот раз оказалось, что цена, указанная на ценнике в торговом зале, существенно отличается от той, что требуется оплатить на кассе. Кассир на подобное несоответствие ответил просто: не наши проблемы, обращайтесь к начальству.
Беспристрастный калькулятор показал 20-процентную разницу. Наш сотрудник направил директору магазина Baumarkt уважаемому г-ну Каплуну письмо, снабдив его результатами своих изысканий и указав на несоответствие стоимости, указанной в ценниках, с окончательной ценой расчета. Надеялся наш сотрудник, что тем самым помогает известному магазину сохранить репутацию, а дирекции - подсказывает повод для внутреннего расследования.
На наше удивление, директор расценил сей порыв весьма враждебно. И даже заподозрил наше издание в попытке шантажа. Последовавшая за этим переписка только раззадорила уверенного в своих правах директора, который стал уверять нас в том, что мы пытаемся бросить тень на репутацию магазина, в котором все настолько безупречно, что не позволяет никаких неконтролируемых манипуляций с ценами. Директор также открытым текстом сообщил нам о том, что мы превышаем свои полномочия.
Можно было бы поступить по принципу “спасение утопающих - дело рук самих утопающих” и забыть злополучный магазин. Но Baumarkt - не утлое суденышко в автономном плавании. А его клиенты - граждане, которые все-таки обладают правами и должны рассчитывать на их соблюдение. Ситуация же, зафиксированная нами в магазине Baumarkt, - ничто иное как нарушение, предусмотренное статьей 223 УК РК “Обман потребителей”, и расценивается как обсчет. Что характерно, в Алматы и других городах Казахстана такие манипуляции с ценниками становятся весьма популярными в среде продавцов. На замеченное нарушение, как правило, следует сходный по смыслу ответ: ценники не успели сменить. Но указанная выше статья почему-то на неторопливость скидки не делает. |