Олеся Кулинчик для “РИА Новости”
конкуренция обостряется - теперь и в области кинофестивалей
Жаркие дни и белые ночи встретили гостей и участников II Санкт-Петербургского кинофорума в середине июля. По мнению большинства экспертов, Петербургский фестиваль не просто получил статус международного, но и действительно стал ярким событием этого лета в киномире.
Несмотря на “младенческий возраст”, кинофорум смело дал заявку на конкуренцию с отгремевшим накануне Международным московским фестивалем: режиссеры и кинокритики даже ставят Петербургский фестиваль на первое место за продуктивность работы. Без помпезности, но в собственном стиле организаторы не только представили гостям новые картины, но и дали возможность обсудить наиболее острые и интересные вопросы киноискусства
Об участниках
Свыше ста фильмов, созданных в 27 странах, приняли участие в гонке за наградами Петербургского фестиваля. Кинофорум собрал свыше 700 гостей. В том числе более 200 молодых режиссеров из России и стран СНГ были приглашены в киногород под Санкт-Петербургом “Метрополис”.
Напомним, что первый кинофорум состоялся в Петербурге в минувшем году в рамках празднования 65-летия окончания Второй мировой войны, собрав лучшее из созданного в отечественном и мировом кинематографе на военную тему. было принято решение превратить форум в ежегодное кинособытие, посвященное широкому спектру проблем и тенденций, актуальных для современного общества и кинематографа.
Президентом Петербургского кинофорума является народный артист России, известный режиссер и сценарист Алексей Герман.
Основными конкурсами стали Best of the best, в котором участвовали фильмы, награжденные на крупных фестивалях мира за прошедший сезон, и “Новые территории”, в котором представлены картины, являющиеся мировыми или российскими премьерами. Вместе с тем шесть российских кинопремьер и 10 лучших арт-хаусных фильмов были показаны в рамках параллельных программ “ГАЛА” и “Петербургская эйфория”.
Особое внимание зрителей привлекли и ретроспективные программы кинофорума: “Неизвестное кино нулевых”, “Актуальное кино. Терроризм. Кино на пороховой бочке”, “Ретроспективы”, “Ветер с Востока”, “Кинотавр представляет...”, “Итальянская мозаика”, а также “Ночь анимационных фильмов” (в этом году - от компании Disney).
О фаворитах
Фаворитами конкурсных программ были не только те картины, которые уже успели о себе заявить на крупных кинофестивалях, например, мелодрама “Гавр” Аки Каурисмяки, психологическая драма “Надер и Симин: развод ” Асгара Фархади, но и абсолютно новые фильмы: “Черная кровь” Мяоянь Джана, “Летающая рыба” Санджиева Пушпакумара.
Лидерами стали представители азиатского кинематографа, в большинстве своем создающие картины, в которых поднимаются конфликты внутри семьи, общества в целом, а также внутреннего мира человека. Своеобразный шарм этих фильмов порой заставлял зрителей аплодировать стоя.
Специальные награды получил режиссер Марлен Хуциев, ретроспектива фильмов которого также стала одной из программ кинофорума. Мироощущение и дух его картин дали их режиссеру имя “истинного петербуржца”: приз города Санкт-Петербурга - за вклад в развитие кинематографии и приз FEPRESSI - за выдающийся вклад в кинематограф.
О результатах
Члены жюри конкурса Best of the Best специально отметили фильм “Гавр” режиссера Каурисмяки за гуманность режиссерских намерений и высокое художественное исполнение.
Гран-при Санкт-Петербургского международного кинофорума получил иранский режиссер Асгар Фархади за картину “Надер и Симин: развод”.
По результатам зрительского голосования в конкурсной программе Best of the Best третье место занял фильм “Охотник” режиссера Бакура Бакурадзе, второе - фильм “В стороне от дороги” режиссера Чарли Брауна. Главный приз зрительских симпатий также получил “Гавр” Аки Каурисмяки.
В конкурсной программе “Новые территории” лучшей признана картина “Черная кровь” китайского режиссера Мяоянь Джана, приз за лучшую режиссерскую работу получил Пушпакумара из Шри-Ланки за фильм “Летающая рыба”. Специальным призом по выбору жюри конкурса “Новые территории” награжден фильм “Гешер” (режиссер Вахид Вакилифар, Иран).
Оргкомитет II Санкт-Петербургского международного кинофорума также наградил специальным призом фильм из внеконкурсной программы “Двойник дьявола” режиссера Ли Тамахори.
О перспективах
Санкт-Петербургский международный кинофорум намерен сохранить статус ежегодного и приглашает к участию кинематографистов из стран СНГ, Балтии и Грузии.
Этим летом его вполне оправданно сравнивали с ММКФ. В Петербурге были показаны другие способы достойного проведения масштабных киномероприятий. Вероятно, причиной этому несколько разные цели: организаторы из северной столицы стремятся не только представить результаты работы мировых кинематографистов, но и дать возможность широкого обмена опытом. |