|
Марина Селина, обозреватель “РИА Новости”
Туриндустрию России ждут перемены: уже в этом году 2,5 миллиарда бюджетных рублей уйдут на развитие туризма в шести регионах страны. А в ближайшие 7 лет на туристическую инфраструктуру будет потрачено более 300 миллиардов рублей. Представители туротрасли предупреждают: это серьезный шаг со стороны государства, но без решения транспортных проблем и некачественного сервиса деньги могут быть потрачены впустую
Работа на позитивный
имидж
Сегодня Россия значится в аутсайдерах по объемам государственных вложений в сферу туриндустрии. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия занимает лишь 91-е место по уровню затрат на развитие туротрасли. Но ситуация, похоже, меняется. В ближайшее время правительство рассмотрит Федеральную целевую программу (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма на 2011-2018-е годы. Об этом сообщил глава Ростуризма Александр Радьков.
Чиновник пояснил, что на реализацию программы будет затрачено более 300 миллиардов рублей. Из них 96 миллиардов рублей - из федерального бюджета, а более 200 миллиардов рублей должны вложить регионы и привлеченные инвесторы.
“Это первая программа подобного рода, которая реализуется на уровне государства, - пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. - Ее главные задачи - формирование и продвижение конкурентоспособного туристического продукта, развитие туристской инфраструктуры и создание дополнительных рабочих мест”.
Вице-президент РСТ, сославшись на данные Центробанка, обратил внимание на то, что россияне, выехавшие за рубеж в прошлом году с разными целями (туризм, деловые поездки, учеба и прочее), вывезли из страны примерно 26,5 миллиарда долларов, а к нам иностранцы ввезли всего 8,9 миллиарда долларов. Разница немалая - около 17,6 миллиарда долларов. “И этот показатель ежегодно увеличивается”, - заявил Барзыкин. Согласно Минспорттуризму, число россиян, отправившихся на отдых за границу в 2010 году, выросло по сравнению с 2009 годом на 32 процента, превысив 12 миллионов человек. Приехали на отдых в Россию из зарубежных стран только 2,4 миллиона человек.
Государство надеется преломить эту тенденцию. “Реализация программы должна способствовать росту туристического потока, увеличению количества платных туристических услуг, развитию позитивного имиджа российских регионов”, - считает Барзыкин.
Приманка для инвестора
И у России действительно есть неплохие возможности для привлечения туристов. Страна, по оценке экспертов ВЭФ, занимает 5-е место в мире по наличию природных туристических ресурсов и 9-е - по объектам культурного наследия.
По данным вице-президента РСТ, первые 2,5 миллиарда рублей в рамках новой ФЦП планируется выделить уже в 2011 году. Они пойдут на создание семи приоритетных туристских кластеров в шести российских регионах: Ивановской, Псковской, Рязанской, Ростовской, Ярославской областях и в Алтайском крае.
“В рамках программы средства будут вкладываться в строительство дорог, коммуникаций, водоснабжения, электросетей. Инвестор должен приходить на готовую территорию, на которой сможет создать какие-либо объекты туристской инфраструктуры”, - говорит Александр Радьков.
Впрочем, надо учитывать специфику российского климата и географии - вести доходный курортный бизнес в России сложнее, чем с странах, где солнце светит круглый год. Так, например, в большинстве регионов просто невыгодно строить пляжные отели с тем же уровнем обслуживания, что на приморских побережьях в теплых странах. “Надо понимать - лето короткое, срок окупаемости такого отеля дольше, а срок эксплуатации короче по сравнению с таким же отелем, например, в Египте”, - поясняет Радьков.
По словам чиновника, этим отчасти объясняется высокая стоимость российских гостиниц, расположенных на побережьях. Вторая причина - отсутствие конкуренции. И здесь уже как раз надежда на инвесторов, которые не побоятся рисков, инвестировав в создание качественной инфраструктуры, которая поспособствует развитию конкуренции.
“Неперспективных регионов в плане туризма в России практически нет при наличии профессионального подхода”, - считает Юрий Барзыкин. По его мнению, чтобы нивелировать сезонные убытки, должен присутствовать комплексный подход.
Например, много говорят о туристическом потенциале Северного Кавказа, но нельзя развивать только горнолыжный спорт и пытаться всех поставить на сноуборды. У туриста должна быть возможность и искупаться, и в горы сходить, и полечиться.
|
Бюро Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий, Пятигорск, 1930 год. Автор снимка неизвестен |
Все портит транспорт
Качественная туристская инфраструктура с гостиницами эконом-класса и условиями для развлечений и оздоровления, впрочем, не решит все проблемы. Серьезное препятствие внутреннему туризму - цены на транспортные услуги и особенно на авиабилеты.
По прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО), Россия в перспективе могла бы принимать до 40 миллионов иностранных туристов ежегодно. “Но чуда не произойдет, - говорит Барзыкин. - Надо трезво оценивать ситуацию. На увеличение турпотока необходимо серьезно поработать”. И одной федеральной программы, вероятно, недостаточно. Дело не только в создании инфраструктуры. “Увеличение турпотоков пойдет тогда, когда будут созданы хорошие транспортные условия. Сегодня недельный отдых в Турции по системе “все включено” может быть дешевле, чем авиабилет в одну сторону по России”, - говорит декан факультета бизнес-технологий в туризме Российского нового университета Наталья Морозова.
“До 40 процентов от стоимости турпродукта уходит на транспортные расходы”, - подтверждает Барзыкин. Серьезных сдвигов в решении этой проблемы, похоже, пока не ожидается. “Государство должно поддерживать бюджетных (low-cost) авиаперевозчиков, расширять льготные перевозки”, - считает представитель туриндустрии.
Хромает в России и система подготовки кадров для туристической сферы. “У нас сегодня выпускают специалистов, но они не востребованы туристическим бизнесом, образование слишком теоретизированное”, - считает Радьков. По его словам, не хватает квалифицированного гостиничного персонала, например, горничных и барменов.
По мнению Морозовой, проблема в том, что у студентов не всегда есть возможности для практического обучения. Работодатели тоже должны быть заинтересованы в качественной подготовке кадров, логично считает она. |