|
Анна Шелепова
Несколько десятков казахстанцев стали жертвами мошенничества. Все они воспользовались услугами раннего бронирования отелей Турции через туристическое агентство Four seasons. Еще в январе, оставив полную предоплату, средний размер которой составил 1200 долларов на человека, туристы сидели на чемоданах, ожидая со дня на день свои турпакеты. А вместо отпуска на Средиземноморском побережье обнаружили закрытые двери агентства, отключенные телефоны сотрудников и заблокированный электронный адрес директора фирмы
На интернет-порталах появляются разные данные об обманутых туристах - от 40 до 75 человек. Данные пока никем не подтверждены, и говорить об истинном количестве потерпевших рано. Возможно, часть туристов, воспользовавшихся услугами этой же компании, до сих пор не в курсе о произошедшем.
Из коллективного письма от пострадавших, направленного в Казахстанскую туристскую ассоциацию (КТА), нам стало известно, как развивались события. Туристы обратились в компанию Four seasons по адресу: Алматы, улица Гоголя, 120. Генеральный директор компании Мариям Есбулатова предоставила номер лицензии.
Затем все развивалось, казалось бы, по стандартной цепочке: туристы заключили с компанией договора на оказание туристских услуг, внесли стопроцентную предоплату (по некоторым данным, общая сумма составила около 100 тысяч долларов), отдали документы, загранпаспорта. А когда пришло время вылетать, турагентство оказалось закрытым, телефоны отключены.
Туристы самостоятельно выяснили, позвонив в Турцию, что отели, в которых они планировали отдыхать, никто для них не бронировал в принципе, как и не было брони авиабилетов. Паспорта и деньги туристам до сих пор никто не вернул.
По словам одной из пострадавших туристок, она не видела ничего странного в том, что ей не выдали турпакет сразу после оплаты: “Как я понимаю, турагентство, получив деньги и документы, приступает к бронированию и моментально не выдает турпакет туристу, поэтому и мы спокойно ждали свои турпакеты. На руках у кого-то были фискальные чеки, у кого-то ордера, у всех были договора на оказание туристских услуг, подписанные Мариям Есбулатовой. Некоторым туристам договор подписала Есенова.
Действия Есеновой не вызывали недоверия еще и потому, что у меня был и положительный опыт. В 2009 году она являлась руководителем компании “Санрайз”, через которую я покупала путевки на Иссык-Куль, летала дважды в Эмираты и Турцию”.
Сейчас, по словам туристов, в расследовании дела задействованы все соответствующие службы: финансовая полиция, прокуратура города, алмалинское районное УВД.
- Нам сказали, что на поимку гендиректора компании по закону есть месяц. Если не поймают, тогда мы будем обращаться с жалобами в вышестоящие инстанции, - заключила обманутая туристка.
Интересен тот факт, что исполнительным директором компании является Бахыт Есенова, которая уже заработала себе репутацию мошенницы на туррынке страны. По данным финполиции Алматы, она была осуждена еще в 2009 году по ст. 223 ч.2 п. “в” (обман потребителя) УК РК и приговорена к 2 годам лишения свободы условно.
Комментирует глава КТА Рашида Шайкенова: “Данные о количестве туристов пока уточняются. В КТА находится множество заявлений от пострадавших туристов. О какой сумме идет речь, пока тоже не ясно”.
По словам собеседницы, Бахыт Есенова прежде руководила турфирмой “Евротур Классик”. Ее обвиняли в мошенничестве еще несколько лет назад. По нашим данным, ее осудили и не разрешили в дальнейшем занимать пост директора туркомпании. Поэтому в Four seasons она поставила руководить свою племянницу Мариям Есбулатову, которая сейчас скрывается. В Интернете якобы появилось заявление от ее имени, где она уверяет, что ее подставили и она готова повеситься...
- Компанию Four seasons Бахыт Есенова открыла, будучи в крупных долгах, - комментирует Рашида Шайкенова. - Начала ранние продажи с января, брала стопроцентную предоплату, взамен выдавала чеки на получение денег. Ваучеры обещала предоставить позже. Когда туристы забеспокоились, оказалось поздно...
При этом КТА неоднократно выступала с предупреждениями туристов обращаться только в проверенные турфирмы, с солидным стажем и зарекомендованным имиджем.
В пресс-службе финансовой полиции нам пояснили, что уголовное дело в отношении директора ТОО “ЕвроТурКлассик” Бахыт Есеновой по обвинению в неоднократном совершении мошенничества, а именно в хищении денежных средств клиентов под предлогом оказания туристических услуг по отправке на отдых в Турцию чартерными рейсами и бронирования гостиничных номеров, окончено и передано в суд.
В рамках расследования уголовного дела проходит 21 потерпевший, ущерб составил более 11 миллионов тенге. Приговором Алмалинского районного суда Алматы 16 мая текущего года Есенова признана виновной в совершении мошенничества, и ей назначено наказание в виде 5 лет 5 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества.
Однако по делу Four seasons привлечь Есенову можно будет лишь в том случае, если найдутся договора, подписанные ею лично. А пока у туристов есть шанс вернуть документы и деньги в том случае, если найдут Мариям Есбулатову, которая, по версии следствия, должна признаться, где находятся деньги.
В истории страны это, пожалуй, первый настолько масштабный случай мошенничества на туррынке. Возможно, он спровоцирован тем, что в силу нестабильной политической ситуации в разных странах у казахстанцев осталось не так много выбора, и туристы, поняв, что большинство предпочтет Турцию, попытались сэкономить средства, обратившись в те компании, которые демпинговали на рынке. Но все мы знаем, где бывает бесплатный сыр. |