|
Александр Ковалев, специальный корреспондент “РИА Новости”
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, проходивший вместе с ним предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил весьма правдоподобную, но пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ. Тогда оборвались жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.
Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге “Дорогами испытаний”, вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту “РИА Новости” в Мемориальном музее космонавтики
Дело в том, что правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил. Обстановка секретности породила массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. Эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.
“Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как, впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения того, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными”, - отмечает он.
Существует неофициальная версия и того, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.
Ряд “исследователей” утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом “советском лунном заговоре” содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.
Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия
Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.
“Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика”, - отмечает Аксенов.
По словам Аксенова, последнее сообщение с борта самолета Гагарина было о том, что они вместе с Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.
Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.
“Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были”, - констатирует Аксенов.
По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности.
“Таким образом, причинами катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4 километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования”, - заключает Аксенов.
Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль либо, при интенсивных попытках уйти вверх, - срыв в скоростной штопор.
Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды, заключает дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Аксенов. |