ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Алексей Попогребский: 3D не терпит хаоса Исследования

Фильм “Как я провел этим летом” режиссера Алексея Попогребского стал самым успешным российским кинопроектом прошлого года: три “Серебряных медведя” в Берлине, призы в Лондоне и во Франции. Теперь его автор решил освоить 3D, а “по дороге” рассказал корреспонденту “РИА Новости” о старых иллюзиях, новой кинограмматике и о том, как отделить актера от фикуса. Беседовала Ольга Гринкруг

- Почему Вы вдруг решили “поиграть” в 3D?
- Это отнюдь не игра, а абсолютно осознанная необходимость. Год назад я понял, что новая история, которая у меня формируется в голове, требует дополнительного измерения - оно необходимо как драматургическое средство. Я стал об этом думать, и как раз совпало с пиком нового интереса к 3D. Ведь все по спирали развивалось - мы помним стереокинотеатры, которых в 60-70-е годы было много по Советскому Союзу. Сейчас - новый виток.
- И все-таки: что дает третье измерение, зачем оно?
- Это самый большой вопрос. Та масса фильмов, которые выходят сейчас в 3D, а выходят они раз в неделю, отвечает на этот вопрос очень просто: для того чтобы заработать лишнюю кассу. В подавляющем большинстве это фильмы, снятые по старинке, а потом сконвертированные в 3D компьютером. И только считаные единицы действительно используют 3D как выразительное средство.
“Аватар” в этом смысле - неплохой пример, потому что действительно там создается несуществующий мир, который дико интересно разглядывать: пейзажи, природа, флора-фауна. Он идет 2,5 часа, но я совершенно не страдал. Вот когда традиционные батальные сцены - там что 3D, что не 3D, это не так принципиально. Но “Аватар” - мир, полностью сгенерированный компьютером.
А у нас была задача снять все живьем в трехмерном изображении, чтобы протестировать ряд ходов, которые связаны с иллюзиями восприятия пространства, величины, глубины и т.д. Это вообще моя любимая тема: когда я еще учился на факультете психологии, даже писал курсовую работу про иллюзии восприятия. То есть у меня профессии снова воссоединились.
- Как это делается?
- Для этого требуется, на самом деле, очень громоздкая и тяжеловесная техника, которая в сборе похожа на маленький танк. Это две камеры, которые определенным образом, с микронной точностью, крепятся на специальный зеркальный бокс (риг), чтобы создавалось изображение, соответствующее тому, как у нас глаза расставлены в пространстве.
Между зрачками, в среднем, у людей 6 сантиметров, и, изменяя расстояние между двумя зрачками с помощью двух камер, можно задавать большую или меньшую глубину изображения. Можно их свести воедино - и тогда картинка будет абсолютно плоской. Можно их развести на метр - и тогда мы “глаза сломаем” в зале. И это все на самом деле очень громоздкое и сложное, потому что камер - в два раза больше, проводов - в три раза больше, электроники - в четыре раза больше и времени требуется в полтора-два раза больше, чем на обычную съемку.
Вдобавок возникает новый департамент на съемочной площадке - стереографический. Он состоит из двух или трех человек, которые полностью отвечают именно за дополнительное измерение. Они следят за тем, чтобы камеры были синхронизированы, за тем, какие параметры между “зрачками” задаются, и в процессе съемки даже крутят специально ручку, расставляя камеры шире или уже, и вместе с режиссером и оператором обсуждают, какая задача у конкретного кадра: мы хотим большую глубину изображения или меньшую? Мы хотим поиграть, вызвать эффект раздражения или, наоборот, комфорта?
И лучше всего к этому делу приступать, осознавая, зачем ты все делаешь в 3D. Мало того, что сценарий нужно писать уже с посылом на это, плюс еще нужно очень тщательно готовиться. Еще до того, как мы приступили к съемкам, мы сделали аниматик - это такой очень примитивный мультик, в котором изображено то, что будет происходить в фильме. Мы построили абсолютно точные модели декорации в 3D-программе и внутри уже всю историю проходили камерой и моделями актеров. Это не просто техническая задача, но еще и смысловая. Вот так же было со звуком: в советской школе снимали фильм и совершенно не заботились о звуке во время съемок. Режиссер командовал, камера стучала, тележка скрипела, осветители курили и грызли яблоки, и все потом воссоздавалось в студии. Была своя школа звукозаписи, но живого звука в советском кино не было практически никогда.
Когда ты снимаешь фильм и стремишься к живому звуку, надо все время держать в голове, что ты здесь хочешь, где должен встать звукорежиссер, что ты хочешь от актеров. Точно так же появляется дополнительное измерение работы со стереопараметрами.
alt
- На курсах, наверное, учат каким-то стандартным приемам?

- Это самое интересное. Нам преподавал Ален Дероб, мэтр стерео - он этим занимается уже лет 30 и только что вместе с Вимом Вендерсом закончил снимать 3D-фильм “Пина” про спектакли труппы Пины Бауш - он будет на Берлинском фестивале. Из недельного общения с ним я вывел только одно: сейчас дико интересный этап, когда законы и закономерности только формулируются и никто не знает, какой будет предел.
Понятно, что есть пределы физиологии восприятия: есть зона комфорта, и очень легко с помощью иллюзии 3D вызвать головную боль - на это многие зрители жаловались в небрежно сделанных фильмах. А есть вещи, про которые никто не знает до конца, будут они работать или нет.
На моей короткометражке с нами работала берлинская постпродакшн-студия Das Werk, которая была как раз на “Пине”. Казалось бы, они должны были собаку съесть. Я им говорю, что мы хотим сделать то-то и то-то. А он: “Да, интересно. Мы не знаем, будет это работать или нет. Давайте попробуем и посмотрим”.
Дело в том, что кино развивается уже больше ста лет, и за это время новые законы и правила формулировались, обходились, ломались и расширялись. И уже, казалось бы, все правила - и линейность истории, и монтаж - аннулированы в фильме фон Триера “Рассекая волны”. Но сейчас начинают формироваться новый лексикон, новый синтаксис, новая грамматика кино. Как выясняется, недавно даже старина Жан-Люк Годар говорил: “3D - это мне интересно”. А уж если кто ломал правила, так это Жан-Люк Годар.
И интересно, как это влияет на традиционное кино. Я всегда любил длинные объективы, статичные планы, а для 3D лучше работают более широкие объективы, а камеру лучше ставить все время на тележку. Слава Богу, и это, в общем, согласуется с моими вкусами, 3D не терпит хаотичного и слишком быстрого монтажа, потому что, когда у тебя возникает такая картинка, надо давать человеку возможность изучать то пространство, которое ты ему предъявляешь.
В традиционном кино принято фигуру от фона отделять с помощью фокуса: актер - в фокусе, а все остальное как бы размыто, чтобы создать иллюзию глубины. А в 3D лучше давать все резко, и тогда человек сам для себя проявляет некоторую активность и изучает то пространство, которое ему на экране предъявляется.
- То есть получается, что режиссер снимает фильм про любовь, а зритель смотрит - видит фикус на подоконнике?
- А это уже зависит от режиссера, актеров и оператора. Но при этом все чуть более жизненно. Вот мы сейчас разговариваем, а я все время подсознательно на что-то отвлекаюсь. Однажды я час сидел в кафе и следил за своим вниманием - как оно скачет по пространству за окном. И подумал, как здорово к этому приблизиться в кино.
В 3D чуть большая свобода изучения изображения, чем в традиционном кино, где перст режиссера и оператора указует: смотри сюда и только сюда.
- Вам самому комфортно находиться в зале в очках?
- Если это сделано правильно, то да. Правда, я, скорее, видел больше примеров того, как это лучше не делать, но так бывает всегда, когда что-то новое появляется.
Мне дико интересно посмотреть “Пещеру забытых снов” Вернера Херцога - документальный фильм в 3D про наскальную живопись. Казалось бы, что может быть более двумерным, чем наскальная живопись, но вот он каким-то образом сделал об этом очень интересный фильм, премьера состоялась в сентябре в Торонто. В России его пока не показывали и неизвестно, когда покажут, потому что 3D-залы - самые дорогие и самые востребованные для аватароподобного кино. Может быть, если только летом, на Московском кинофестивале.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение