|
Илья Крамник, военный обозреватель “РИА Новости”
40 лет лучшему российскому истребителю
В январе 1971 года, подписывая распоряжение о начале работ над очередным авиапроектом, Павел Осипович Сухой, один из лучших советских авиаконструкторов, вряд ли догадывался о масштабе славы и признания, которую получит новый самолет его КБ. А если и догадывался, то никак этой догадки не выдавал.
Новый проект, разрабатывавшийся в рамках программы ПФИ (перспективный фронтовой истребитель), получил индекс “Т-10”. Его история началась двумя годами ранее, когда в СССР задумались об ответе на американскую программу FX (Fighter eXperimental), в рамках которой был создан один из лучших американских истребителей - F-15 Eagle
Советский Генштаб определил требования к перспективному фронтовому истребителю: он должен иметь большую дальность полета, взлетно-посадочные характеристики, позволяющие использовать короткие или поврежденные взлетные полосы, маневренность, обеспечивающую превосходство в ближнем воздушном бою - традиционной “собачьей свалке”, и оборудование для ведения дальнего ракетного боя за пределами визуальной видимости.
На маневренности стоит остановиться чуть подробнее. После того как в 1950-х годах управляемые ракеты прочно вошли в арсенал истребителей, в СССР и США решили было, что эра маневренных воздушных боев закончилась - теперь все схватки будут проходить на больших расстояниях, с использованием ракетного оружия. Ошибочность этой точки зрения показала вьетнамская война: дозвуковые “МиГ-17”, лишенные управляемого вооружения, но оснащенные мощным пушечным, успешно вели воздушные бои со сверхзвуковыми истребителями, значительно превосходя их в маневренности. При этом скорость сверхзвуковых машин отнюдь не всегда гарантировала им возможность уйти. Отличные способности продемонстрировали и более современные “МиГ-21” - эти машины были значительно легче основных американских самолетов и сочетали сверхзвуковую скорость с высокой маневренностью.
В итоге США начали разработку самолета, который, с одной стороны, не уступал бы их тогдашнему основному истребителю F-4 Phantom II по боевой нагрузке и дальности полета, а с другой - был способен выдержать маневренный воздушный бой с “МиГ-17” и “МиГ-21”.
То, что пушки и ближний бой рано списывать со счетов, вскоре доказали и конфликты на Ближнем Востоке, где в маневренных боях сходились “МиГи” и “Миражи”.
Высокие требования сразу сделали разработку будущего “Су-27” нетривиальной задачей - над компоновкой будущего истребителя трудилось не только КБ. В его создание внесли огромный вклад специалисты ведущих авиационных НИИ - прежде всего подмосковного ЦАГИ и Новосибирского СибНИА.
В 1981 году будущий “Су-27” обрел свой облик. Испытания подтвердили превосходство новейшего советского истребителя над F-15. В 1984 году “Су-27” пошел в серию. С этого момента и по сей день на серийных заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске выпустили в общей сложности уже более 1,3 тысячи самолетов “Су-27” и его модификаций - “Су-30”, “Су-33”, “Су-34”, “Су-35”...
Основными достоинством “Су-27” является сочетание высокой маневренности со столь же высокими способностями к бою на дальних дистанциях. Это делает машину ОКБ Сухого грозным противником на всех дистанциях.
Другой плюс, определивший многолетний коммерческий успех машины, - ее модернизационный потенциал: платформа 70-х годов прошлого века с установкой современного оборудования и вооружения получила второе дыхание и по-прежнему может соперничать с лучшими самолетами мира.
Выйдя на рынок в начале 1990-х, истребитель завоевал популярность, его используют ВВС 17 стран, он заслуженно считается одним из лучших самолетов своего поколения. Разнообразие модификаций позволяет найти приемлемый вариант для самых разных покупателей - от относительно небогатых стран Африки, нуждающихся в современных и не очень дорогих самолетах, до Индии, готовой отдавать по сотне миллионов долларов за ультрасовременные машины, наполненные разнообразным высокотехнологичным оборудованием и вооружением. “Су-27” и его модификации стали самыми продаваемыми самолетами 2000-х годов. Судя по всему, они сохранят эту позицию и в ближайшие годы, особенно с учетом постоянного торможения разработки нового “общезападного” истребителя F-35.
Технологический барьер, который встал перед разработчиками авиатехники в последние 20 лет, и экономические трудности замедлили принятие на вооружение машин нового поколения. И в этих условиях неудивительно, что платформа “Т-10”, как и его заокеанские оппоненты, продолжает развиваться - планы модернизации этой машины в ряде стран рассчитаны вплоть до 2040-х годов и, судя по всему, это не последний рубеж. |