|
Сергей Варшавчик, обозреватель “РИА Новости”
“Будущее укрыто даже от тех, кто его делает”, - как-то изрек французский писатель Анатоль Франс. И, конечно, был прав. Но можно попытаться приоткрыть завесу над грядущим. Особенно, если речь идет о будущем телевидения, которое в 2015 году по всей России ожидает переход на цифру. Хотя вопросов - масса
ТВ с приставкой
Завтрашний день эфирного цифрового телевизионного вещания в идеале выглядит так: зритель приобретает для своего телевизора специальную приставку (так называемую Set Top Box) и за определенную абонентскую плату получает доступ к нескольким мультиплексам (пакет из нескольких каналов). Получая при этом картинку и звук значительно более высокого качества, чем раньше.
Планируется, что в первый мультиплекс, запускаемый за счет государственного бюджета, войдут телекомпании федерального значения: Первый канал, “Россия 1”, НТВ, “Россия К”, “Россия 2”, “Россия 24”, “Пятый канал”, “Карусель” (совместное детище бывших детских каналов “Бибигон и “Теленяня”).
Они будут транслироваться для зрителей бесплатно, в рамках так называемого “социального пакета”. Так, в условиях перехода от обычного, аналогового ТВ на цифровое каждому гражданину России гарантируется доступ к информации. Как того требует Конституция РФ.
Во втором мультиплексе в цифровом виде до зрителя дойдут каналы меньшей государственной важности. Такие, как ТВ Центр, СТС, РЕН, “Звезда”, ТНТ, “Мир”, ТВ3, “Муз-ТВ”, MTV, “Домашний”, 7 ТВ, ДТВ, “2х2”, EuroNews.
Что же касается третьего мультиплекса, то он, скорее всего, будет составлен из региональных каналов.
Будут ли взиматься за показ каналов второго и третьего “ранга” деньги со зрителей - окончательно еще не решено. Во всяком случае, Национальная ассоциация телерадиовещателей ратует за бесплатную трансляцию. Пока не очень понятно и кто конкретно должен закупать/производить Set Top Box, в каком количестве и по какой цене затем продавая населению.
У российских телевизионщиков, впрочем, как и у чиновников, есть еще время для решения подобного рода вопросов. Заместитель руководителя Роскомнадзора Константин Протопопов полагает, что “параллельное вещание в аналоге и в цифре может продлиться и до 2020 года”.
Спутники и кабельщики
Рассуждая о платном телевидении, надо отметить, что оно в России уже существует.
У потребителей давно есть возможность выбирать не только из эфирных каналов. По старинке считается, что в большинстве населенных пунктов России жители могут принимать максимум два-три канала. Это не так. Даже в сельской глубинке устойчиво принимаются не менее тридцати каналов.
И все это благодаря спутниковому телевидению, “тарелки” которого украшают чуть ли не каждый деревенский дом. Основной игрок на этой площадке - “НТВ плюс”.
Впрочем, наряду с этим в России все активнее развивается и бесплатное спутниковое телевидение, когда необходимо заплатить только один раз - при его установке. Число каналов значительно меньше, чем в традиционном варианте, зато почти все основные в наличии.
Не стоит забывать и о бурном развитии кабельного ТВ, вотчина которого крупные и средние города России. По данным президента Ассоциации операторов кабельного телевидения Алексея Амелькина, кабельщики обеспечивают телесигналом до 85-90 процентов городского населения. Правда, Амелькин сетует, что сейчас зритель “массово мигрирует в Интернет, где интерактивность в разы больше”.
Интернету пока далеко
до телевидения
Как пошутил президент компании “Амедия” Александр Акопов, “телевидение - вымирающее СМИ”. В потенциале. Сейчас же, по словам эксперта, возможности двух этих медиапространств несравнимы - телевизионные проекты ежедневно смотрят десятки миллионов человек, тогда как самые популярные новостные ресурсы Рунета не дотягивают и до миллиона просмотра в день.
Однако, по мнению Акопова, дальнейшее развитие Всемирной сети приведет к уменьшению телевизионной аудитории. Что же касается цифровизации, то она значительно увеличит число телекомпаний, половину из которых будут составлять push-каналы, осуществляющие web-вещание.
“Интернет сокращает дистанцию между медиа и зрителем”, - считает гендиректор компании Tvigle Media Егор Яковлев. Он полагает, что для глобальной паутины характерны более короткие и персонифицированные истории, чем на телевидении. Похоже, его западные коллеги с ним согласны. В частности, Tvigle Media не так давно подписала с компанией “Уолт Дисней Компани СНГ” соглашение о сотрудничестве в области интернет-прав на показ сериалов и мультфильмов пользователям Рунета.
Новости по заказу
Грядущее телевизионной отрасли видится многим экспертам, как расширение в первую очередь интерактивных услуг.
Аудитория получит возможность возвращаться к архивам просмотренных передач, самостоятельно программировать сеансы, обмениваться между собой мнениями о просмотренной программе и т.д.
По мнению писателя Александра Фельдмана, будущее голубого экрана - это телевидение по заказу, которое сделает ненужными каналы и программные сетки. Акопов же прогнозирует, что интерактивные возможности на ТВ проявятся прежде всего в жанре новостных программ и каналов. Не успел, например, зритель увидеть тот или иной информационный выпуск - пришел, отмотал передачу назад и благополучно посмотрел.
Что же касается развлекательного ТВ, то, как считает глава “Амедиа”, его будущая доля останется примерно такой же, как и сегодня. Зритель во все времена стремится помимо хлеба иметь под рукой и зрелище. |