|
Николай Троицкий, политический обозреватель “РИА Новости”
В минувшем 2010 году в России приказали долго жить сразу несколько газет. Но умерли они не совсем, а обрели “жизнь после смерти”. То есть ушли полностью в виртуальное пространство, в Интернет. Из оффлайна - в онлайн. Значит ли это, что все там будут и такова судьба всей бумажной прессы?
Подобное мнение сегодня широко распространено. Кого-то это радует, так как в этом видят продолжающееся торжество технического прогресса. Кого-то пугает, особенно самих работников СМИ - боятся потерять работу. А некоторые профессии просто уйдут в прошлое, как, например, уже исчезли фонарщики или ямщики. И ведь такая перспектива кажется реальной.
В самом деле, преодолено главное неудобство виртуального варианта - его громоздкость. С ноутбуком можно спокойно сидеть хоть в поезде и самолете, хоть даже, извините, в туалете. А носители, гаджеты, девайсы становятся все легче, компактнее, удобнее. Хоть иди по улице и читай на ходу колонки и передовицы.
Глянцевые журналы, пожалуй, еще выживут, из них можно хотя бы фотографию кумира вырезать и повесить на стенку, да и в гламурных кругах считается модным и престижным их читать. А привычные шуршащие, хрустящие бумажные газеты с характерным запахом типографской краски пора хоронить? Кстати, можно найти в этом и позитив - сколько леса удастся сэкономить.
Однако “зеленым” радоваться рано. За весь мир говорить не будем. Но в России охват населения Интернетом пока еще не таков, чтобы все дружно переселились в виртуальный мир. Кроме того, миллионы людей просто привыкли держать в руках газеты, они от своих привычек не откажутся, и это отнюдь не только пенсионеры. Так что, как говорится, на наш век хватит, а внуки и правнуки сами разберутся.
Но если руководствоваться принципом “после нас хоть потоп”, бессмысленно заниматься анализом и прогнозом. А для того чтобы попытаться спрогнозировать, увидеть будущее, придется сначала отъехать в прошлое. В те времена, когда еще не было никакого Интернета. А потому - обратимся к смежным сферам. Попробуем проанализировать проблему по аналогии.
После того как братья Люмьер изобрели кинематограф, раздавались голоса, да что голоса, господствовали настроения, что это означает неизбежную смерть театра. После того как появилось и стало массовым телевидение, энтузиасты уверяли, что оно убьет кинематограф. Помнится, был такой персонаж в фильме “Москва слезам не верит”, который твердил: “Теперь везде будет сплошное телевидение...”
Однако и театр жив-здоров, и кино процветает, и с телевидением все в порядке, развивается. Если исходить из логики энтузиастов прошлых лет, то Интернет должен был убить все остальные способы передачи изображения и информации! Монитор компьютера, по идее, запросто заменяет и телевизор, и киноэкран, и театральную сцену. Но нет. Все они прекрасно сосуществуют, живут параллельно и не желают отмирать.
Так почему же возникновение и развитие интернет-изданий должно непременно уничтожить бумажную прессу? Не просматривается никакой предопределенности. Более того, при грамотном подходе сочетание онлайна с оффлайном помогает расширить аудиторию. Как известно, теперь практически у всех изданий есть свои сайты, куда они выкладывают или отдельные материалы, или всю газету целиком.
Некоторые главные редакторы жалуются, что свободный виртуальный доступ к газете отнимает у нее читателей. Но в действительности происходит обратный процесс. Как показывают данные о посещаемости сайтов двух российских газет “КоммерсантЪ” и “Ведомости”, только в ноябре 2010 года на их публикации было соответственно 2,76 миллиона и 2,97 миллиона заходов. А на бумаге у них тираж не больше 100 тысяч. Конечно, отдельные читатели могли по несколько раз заходить на сайты, но все равно масштабы несоизмеримы. И ни о какой утрате читателей говорить не приходится.
На это можно возразить, что все эти миллионы газеты не покупали, не потратили денег на их приобретение и тем самым нанесли им финансовый ущерб. Но есть и другие способы окупаемости, кроме прямых продаж и подписки. Более того, единственный на данный момент наиболее реальный способ заработка СМИ - реклама. И в этом интернет-издания опережают оффлайновые СМИ. Расходы на продвижение в печатных СМИ рекламодатели постепенно снижают. И в 2010 году впервые в истории США, крупнейшего рынка рекламы в мире, рекламодатели в течение года потратили на продвижение в Сети больше, чем в печатных СМИ.
Кроме того, при выпуске интернет-изданий не приходится платить ни за бумагу, ни за типографские услуги, ни за доставку, а это нынче очень дорогие удовольствия.
Другое дело, что нарастающая виртуализация СМИ обязательно приведет к их видоизменению. Прежде всего в оперативности размещения новостей - за Интернетом не угонится ни бумажная пресса, ни даже телевидение.
С этим придется смириться. Значит, надо переформатировать издания. В конце концов, свежие новости должны будут целиком уйти на сайты, где можно их обновлять хоть поминутно. Кстати, этот процесс уже пошел, у СМИ появляются отдельные интернет-редакции. Но не новостями едиными жива газета. Есть еще множество самых разных видов и жанров в журналистике, которые не нуждаются в оперативности. Люди будут еще долгие годы читать газеты за утренним кофе. |