|
Александр Суровов
Казалось бы, давно уже канули в Лету те времена, когда заработная плата работников зависела не только от квалификации, но и от различных добавочных коэффициентов - профессиональных и территориальных. (Так, в свое время ехали наши люди за “длинным” рублем на различные стройки века в отдаленные уголки СССР - ведь тамошняя зарплата включала так называемые “северные”.) Но, оказывается, на некоторых отечественных предприятиях и по сей день остались подобные коэффициенты, причем по доброй воле самих работодателей, ведь законодательством они в обязательном порядке не предусмотрены
Кому в Казахстане жить хорошо? Где густо, а где пусто - к сожалению, эта поговорка, как нельзя лучше, подытоживает ответ на этот вопрос. В соответствующей таблице можно увидеть уровень средних зарплат в каждой из областей Казахстана (а также двух его столицах) и сравнить данные с общереспубликанским показателем. Как и следовало ожидать, самые большие зарплаты выплачивают в так называемых четырех “тузах” страны (4А - Астана, Алматы, Актау, Атырау (вернее, в Мангыстауской и Атырауской областях). Собственно, лишь здесь заработки и превышают среднереспубликанский показатель, в остальных - увы, недотягивают.
Дело, однако, не только в разнице оплаты труда, но и в разнице культуры этой оплаты и вообще в отношении к работникам. Так, одна из самых высоких зарплат в стране наблюдается на нефтяном западе республики - в Мангыстауской области - почти 150 тысяч тенге, как следует из таблицы. А на нефтедобывающих предприятиях края - и того выше. В нацкомпании “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, флагмане отрасли, а именно в ее производственном филиале “Озенмунайгаз” она превышает среднюю по области почти вдвое. В частности, если в 2009 году средняя зарплата в Мангыстауской области составляла 112 907 тенге, то в ПФ “ОМГ” - 226 603.
Это стало результатом неоднократного увеличения заработной платы. В частности, с 1 июня 2010 года здесь была введена новая система оплаты труда, согласно которой зарплата производственного персонала была увеличена с учетом повышающих коэффициентов: отраслевого - 1,8 и территориального - 1,7. Что, заметим, было не так-то просто. Дополнительное соглашение к коллективному договору в течение нескольких месяцев подготавливалось специально созданной по поручению правительства рабочей группой, в состав которой вошли представители ряда министерств и ведомств. Но оно того стоило. В результате, если в прошлом году средняя зарплата в ПФ “ОМГ” была, как уже говорилось, 226 тысяч тенге, то в нынешнем выросла до 292 695.
К тому же у предприятия нет никаких задолженностей по зарплате и прочим социальным выплатам. То есть этот пример подтверждает: чтобы люди не нуждались, требуется не только нефть, но и соответствующее отношение руководства. (Ведь само по себе наличие на том или ином предприятии больших денег еще не гарантирует, что работодатели вовремя и сполна рассчитаются с работниками. Наоборот, это дополнительный соблазн для всевозможных афер. Сколько известно таких случаев.)
А ведь зарплата - это еще не все. Ежегодно градообразующее предприятие Жанаозена расходует миллиарды на создание и улучшение бытовых условий работников и их семей. Вот и в прошлом году общая годовая сумма социальных расходов предприятия составила около 6 миллиардов тенге, что означает 700 тысяч тенге в расчете на одного работника. Среди основных статей соцрасходов - питание и транспорт, медицинское обслуживание и содержание культурно-бытовых объектов, материальная помощь нефтяникам и поддержка ветеранов.
В общем, хочется ехать на запад (на казахстанский, заметьте) за “длинным” теперь уже тенге. С другой стороны, кто мешает? Государство, кажется, только заинтересовано в том, чтобы эта пустынная земля (служащая при этом, однако, главным источником денег в стране) все больше осваивалась людьми. “Кому в Казахстане жить хорошо?” - это не обвинительная формула, как кто-то, быть может, подумал. Это руководство к действию. |