|
Дмитрий Бабич, обозреватель “РИА Новости”
Федеральная миграционная служба сделала важный шаг в правильном направлении - упростила регистрацию граждан РФ по месту их жительства или пребывания. Теперь вся эта процедура, по словам первого заместителя главы ФМС РФ Михаила Тюркина, займет не больше трех дней. Подавать документы, необходимые для регистрации, можно через Интернет, используя информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг”
До последнего времени люди, приезжающие в крупные города России из других регионов РФ, находились в еще худшем положении, чем иностранцы. Если приезжие с Украины во время краткого улучшения отношений до “оранжевой революции” 2005 года получили возможность пребывать в Москве без лишних бюрократических мытарств 90 дней, то на россиян такая привилегия не распространялась. А после упрощения правил регистрации иностранцев в 2007 году гастарбайтеры и вовсе получили возможность оформлять регистрацию по почте, в то время как россиянам необходимо было дважды лично обращаться в органы миграционного контроля для постановки и последующего снятия с регистрационного учета.
Возможно, этот фактор сыграл определенную роль и вызвал рост межнационального напряжения в крупных городах в последние годы. Этническая солидарность мигрантских землячеств в демократических государствах не должна вызывать опасений у коренного населения, поскольку гражданин в таком государстве чувствует себя защищенным своими гражданскими правами. Когда же гражданство ничего человеку не дает, а наоборот, делает его менее мобильным по сравнению с необремененными гражданскими обязанностями приезжими конкурентами, напряжение возникает само собой.
Найти оптимальную формулу регистрации и трудоустройства иностранцев трудно, а может быть, и невозможно без активной внешней политики в ближнем зарубежье, без четкого определения целей, которые Россия ставит себе в Закавказье и Средней Азии. Совершенно очевидно, что люди уезжают оттуда в Россию не от хорошей жизни, а от провала - экономического, культурного, образовательного. В интересах России - добиваться сохранения в этих странах позиций русского языка, делать образование в России или дистанционное образование на русском языке престижным для жителей этих стран, поддерживать все еще живущие в Киргизии, Узбекистане, Азербайджане русские общины. То есть сделать так, чтобы не жители этих стран ехали в Россию, а сама Россия становилась немного ближе к ним. Но для этого делается очень мало. Нельзя же назвать “славянские университеты” с их тысячами студентов адекватным ответом на “образовательный вызов” многомиллионных стран СНГ. В итоге получаем из Закавказья и Средней Азии самую низкокачественную миграцию - бедняков, у которых не хватает средств и связей для выезда в страны ЕС. “Сливки” снимает Европа.
Получив низкокачественный миграционный приток, мы сразу оказываемся в проигрышном положении. Незадолго до своей отставки московский мэр Юрий Лужков резко раскритиковал предложенную ФМС систему трудовых патентов, позволяющую человеку получить возможность проработать легально месяц, заплатив тысячу рублей. “Не нужна нам эта тысяча рублей, которую платит мигрант, въезжая в страну. Особенно - если он не знает, чем тут будет заниматься”, - заявил тогда Лужков. Новому мэру еще только предстоит определиться со своей позицией по патентам. Но сама “патентная” система уже вызывает нарекания даже у симпатизирующих мигрантам правозащитников.
“Получается так, что человек получает патент, работает месяц легально, а на следующий месяц уже ничего не оформляет, - объясняет глава Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод. - Но, увы, та же ситуация была и с системой квот, которую пропагандировал Лужков. Неорганизованного миграционного потока эта система не остановила”.
Решит ли эту проблему визовая система со странами СНГ, которую навязчиво предлагает россиянам ЕС? Вряд ли. В современном мире есть масса методов отслеживать миграционные потоки и без старомодной визовой системы. Необходима довольно простая вещь - надежный банк данных, позволяющий не допускать в Россию людей с криминальным прошлым, нарушавших уже в прошлом миграционное законодательство, и т.д. Но этого банка как раз и нет.
“Самый правильный вариант - иметь в Киргизии, Таджикистане, Азербайджане постоянно работающие представительства российской ФМС, где потенциальные мигранты могли бы получать информацию об имеющихся вакансиях по их специальности, о возможности снять жилье и так далее, - отмечает Александр Брод. - Но пока что развиваются альтернативные, теневые каналы найма иностранной рабочей силы. Электронная почта и мобильные телефоны теперь есть в каждом ауле. А значит, возможности для обмана, заманивания и разорения целых семей открываются неограниченные”.
|