Ботагоз Омар
С 2012 года в Казахстане начнут курсировать вагоны отечественного производства. Таковы обещания министра индустрии и новых технологий. Для правительства это означает большой сдвиг в вопросах развития казахстанского содержания
Как известно, железнодорожный транспорт в Казахстане является одним из основных. Ведь на его долю приходится около 70 процентов грузооборота и 60 процентов пассажирских перевозок. Несмотря на это, техническая изношенность железнодорожного парка видна даже невооруженным глазом. И это при том, что по законам рынка то, что пользуется большим спросом, должно непременно окупаться и обновляться.
Главный железнодорожный перевозчик страны периодически сетует на свою нелегкую долю, приводя всяческие аргументы, чтобы повысить тарифы на перевозки. Главной причиной своих бед национальная компания “ћазаћстан Темiр Жолы” считает необходимость замены железнодорожного парка, изношенность которого достигает 70 процентов. А этот вопрос упирается, в свою очередь, в проблему дороговизны.
Последние годы много говорится о намерении различных инвесторов строить тот или иной завод. Приведем некоторые примеры по проектам в сфере вагоностроения. Два года назад канадской компанией “Бомбардье”, которая является одним из мировых лидеров в железнодорожном машиностроении, был предоставлен пакет предложений по организации строительства завода по выпуску грузовых и пассажирских вагонов. В очереди были и французская компания Alastom, украинский “Азовмаш”, российские компании “Трансмашхолдинг” и “Урал Вагон Завод”, которые даже подписывали меморандумы с отечественными компаниями по созданию совместных предприятий.
Такое желание бизнесменов реализовывать проекты в Казахстане обусловлено не только наличием необходимого сырья, но и высоким спросом на данную продукцию. Интерес подогревают и меры государственной поддержки. Так, например, в этом году на базе конструкторского бюро транспортного машиностроения уже запущено производство первого казахстанского национального вагона-зерновоза на базе Петропавловского завода машиностроения.
Этот шаг не только позволит развить отечественное производство и поддержать его при оформлении госзакупок, но и сэкономить деньги, ведь так исключаются затраты на перевозку этой продукции из зарубежных стран. В среднем один вагон по перевозке зерна стоит около 10 миллионов тенге, КТЖ нуждается ежегодно в вагонах на сумму 900 миллионов. Компания готова первое время покупать 300 вагонов. Поэтому теперь миллиарды тенге останутся внутри страны.
Кроме того, как сообщил на недавнем селекторном совещании в правительстве вице-премьер-министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, в соответствии с программой транспортного машиностроения внедряются проекты по строительству грузовых вагонов и полувагонов в Экибастузе. По его словам, “уже начиная с 2012 года мы начнем пополнять наш парк собственными вагонами”.
Правда, данные главы КТЖ Аскара Мамина по времени с этой информацией не совпадают. По словам главного железнодорожника страны, компания планирует приобрести у предприятий Казахстана около трех тысяч единиц подвижного состава уже в следующем году, и этот показатель будет ежегодно расти. “Но на сегодняшний момент с учетом того, что нам необходимо приобретать достаточно большое количество (вагонов. -
“НП”), еще год-два мы, наверное, не сможем обеспечить себя собственным производством. А начиная с 2013-2014 года мы все свои усилия направляем на то, чтобы полностью обеспечить парком собственного производства”, - резюмировал глава КТЖ.
Добавим при этом, что в ближайшие десять лет компания планирует направить на модернизацию своих активов в общей сложности 3 триллиона тенге (цифра, сопоставимая с размером годового бюджета страны!). Из них 1,3 триллиона - на обновление парка грузовых вагонов и тяжелого подвижного состава, 105 миллиардов - на обновление пассажирских вагонов, 1,4 триллиона - на модернизацию объектов магистральной инфраструктуры и 241 миллиард - телекоммуникационной инфраструктуры.
Астана |