|
Алан Байтенов
Современный мегаполис - своего рода свалка. Ежедневно в течение всей своей жизни жители крупных городов “работают” на мусорные баки. Кто-то из независимых исследователей проводил расчеты - более 40 процентов продовольственной корзины составляет мусор. А ведь помимо ежедневного бытового мусора есть еще и рой автомобилей, ТЭЦ и частный сектор...
Конечно, есть муниципальные службы, которые не позволяют нам окончательно завязнуть в грязи. Но в то же время они не имеют действенных рычагов силового давления на рядового горожанина. Между тем во всех развитых странах есть специальные подразделения, которые следят за экологией в рамках мегаполисов. В общем, попробуй не донеси, например, обертку до урны или, что еще страшнее, выхлоп твоего автомобиля не соответствует принятым экологическим нормам - протокол и обязательный административный штраф обеспечены. Полезно...
“НП” не раз поднимало вопрос экологической обстановки в мегаполисах страны. Помимо банального “не донес до урны” мы также неоднократно поднимали вопросы загрязнения воздушного бассейна. Да, действительно, подразделение, а может быть, и целый государственный орган могли бы существенно повлиять на сложившуюся ситуацию.
Как известно, воздух в Алматы давно уже считается самым грязным в Казахстане. И причины этому - ТЭЦ, что по старинке жгут мазут, частный сектор, который топит всем, что горит, и, конечно же, автомобильный парк. Центр гидрометеорологического мониторинга не раз сообщал нам о том, что состояние воздушного бассейна Алматы приближается к критической отметке - только ТЭЦ и частный сектор выбрасывают в воздух, как минимум, 40 000 тонн вредных веществ в год.
В то же время, по информации, предоставленной независимыми экспертами, Алматы ежедневно производит до 1500 тонн мусора. При этом специальные места горожанами, как правило, игнорируются. Отсюда и статистика: ежедневно с улиц города вывозится до 300 тонн бытового мусора.
Тем самым идея создания подразделений специализированной экологической полиции, которая отслеживала бы нарушителей в рамках городов и наказывала их рублем, озвучивалась неоднократно. Однако, как это принято у нас, к разумным предложениям прессы государственные чиновники, может, и прислушиваются, но не всегда торопятся их внедрять. Хотя речь не об этом. Идея создания подразделений экологической полиции все же приглянулась алматинским чиновникам, но после того, как ее озвучил на депутатских слушаниях маслихата города начальник ДВД Алматы Ерлан Тургумбаев. Так, по словам начальника ДВД Алматы, если подразделение будет создано, оно займется ликвидацией стихийной торговли, контролем над загрязнением окружающей среды и чистотой выхлопа автотранспорта. Для создания такого спецподразделения, согласно предложениям Тургумбаева, необходимо 75 человек. В общем, расчет на то, что в каждом районе будут работать 10 человек.
Между тем, по идее, этим должны заниматься участковые инспекторы. И, в принципе, достаточно было бы расширить их полномочия. Однако, как заявил “НП” начальник ДВД города, “сегодня в Алматы отмечается самая высокая нагрузка на участковых инспекторов полиции - 4 тысячи человек на одного участкового, хотя, по установленным нормам, эта нагрузка не должна превышать 3 тысячи человек. Безусловно, участковые не могут целыми днями ходить по улицам и следить за чистотой”.
В общем, депутаты маслихата восприняли идею создания подразделений экополиции с пониманием. И даже обещали оказать поддержку. В то же время мы не услышали ни одного предложения касательно принципов работы этого подразделения.
Взять, например, контроль над чистотой выхлопа автомобилей. Как известно, у нас действуют (в том числе и при прохождении техосмотра) нормы, разработанные еще в 80-х годах прошлого столетия. И, по сведениям Министерства транспорта и коммуникаций, разрабатывать новые, более совершенные нормы пока что не планируется. Не помогает даже видимая близость стандарта Евро-2. Тем самым, если не изменить экостандарты, от такого экологического патруля будет минимум пользы. Кстати, это касается и частного сектора, который также загрязняет воздушный бассейн Алматы: как же будет осуществляться контроль над этими выбросами? А если взять город, неужели тех 10 человек на район, о которых говорится в официальном сообщении, действительно хватит, чтобы что-то изменить? В их силах - максимум контроль над стихийной торговлей. Все это заставляет еще раз задуматься о коррупции.
Экологическая полиция необходима. Как показывает зарубежная практика, это действенная мера. Однако видно уже сегодня, что столь малый штат не сможет изменить ситуацию к лучшему. Мало того, сегодня отсутствует внятная законодательная база, которая бы четко регламентировала работу этого органа (даже несмотря на то, что в столице такое подразделение трудится уже целый год). И что самое главное - до сих пор точно не определены консультирующие и проверяющие их самих органы. |