|
Николай Троицкий, политический обозреватель “РИА Новости”
Мэр Москвы Юрий Лужков попал в ситуацию, при которой ему грозит политическое самоубийство по неосторожности. Бывалый и матерый боец, закаленный в безжалостных информационных войнах конца 90-х, поднаторевший в самых сложных интригах, он совершил одну простую ошибку. Может быть, только одну за всю карьеру. Но эта ошибка может стать роковой
Лужков применил прием, который до сих пор практиковали разве что представители оппозиционных партий вроде главного коммуниста Геннадия Зюганова и внесистемных “несогласных”: он попытался противопоставить президента Медведева премьер-министру Путину. Попробовал вбить клин в нерушимый тандем.
Сделал он это в мягкой и завуалированной форме: “С одной стороны, была поддержка премьера правительства РФ Владимира Путина, с другой - из администрации президента пошел пинок”. В данном случае речь шла о поведении Лужкова в страшные августовские дни, когда Москва задыхалась от дыма, а градоначальник отсутствовал. За что действительно был раскритикован анонимным сотрудником президентской администрации. Мэр продолжает возмущаться даже месяц спустя.
“Видишь ли, шесть дней - это много (имеются в виду те самые шесть дней, когда концентрация угарного газа в московском воздухе в несколько раз превышала норму. - Ред.). Я вернулся, как появилась возможность”, - ворчливо заявил Лужков в интервью столичному телеканалу ТВЦ.
Не очень понятно, что это за загадочная “возможность” - мэр не мог достать билет на самолет или временно не мог передвигаться? Да не в том дело. Точно такие же антиномии “с одной стороны - с другой стороны” по отношению к главе правительства и президенту употреблены в статье в “Российской газете”, под которой стоит подпись Лужкова.
Высокопоставленный автор рассуждает о строительстве трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес, не соглашается с решением Медведева приостановить работы и изучить вопрос, да еще всячески подчеркивает, что это промедление противоречит постановлению российского правительства. Вдобавок любые альтернативные проекты мэр называет “недешевыми маниловскими идеями”. И тут налицо открытая конфронтация и ставка на столкновение в самых верхних эшелонах власти.
Ничего подобного не позволял себе ни один официальный представитель российских властных структур. И это явное нарушение субординации не могло остаться без ответа.
Сам российский президент реагировать не стал. Зато заговорили чиновники из его администрации, пожелавшие остаться неназванными. “Бесперспективные попытки некоторых представителей московских властей вбить клин в отношениях между президентом страны и премьер-министром”; “это явно недопустимо, абсолютно не соответствует реальным отношениям между главой государства и председателем правительства”; “власти Москвы переусердствовали в своих попытках столкнуть президента и премьер-министра”.
Но самое главное - вот это: “Очевидно, что подобные попытки не останутся без соответствующей реакции”. Под покровом дипломатического языка скрывалась недвусмысленная угроза. А реакция вскоре последовала.
Лужков подвергся настоящему обстрелу компроматом с голубых экранов. С разоблачительными фильмами, материалами или сюжетами выступили сразу четыре федеральных телеканала - НТВ, “Вести-24”, “Россия” и “Первый канал”, если выстраивать выступления в хронологическом порядке. Те слова, выражения и пассажи, что звучали в адрес мэра, назвать критикой было бы слишком мягко.
Лужкову припомнили все. И пресловутое отсутствие на рабочем месте в период столичного задымления, и то, что по возвращении он выделил на спасение своих пчел в три раза большую сумму, чем на лечение пенсионеров и инвалидов. И безобразное состояние московских дорог. И подчиненных, против которых возбуждены дела о взяточничестве, причем один из них - заместитель мэра. И массовый снос исторических зданий.
Не забыли супругу - Елену Батурину, президента фирмы “Интеко”. Авторы телесюжетов усердно намекали на то, что жена мэра заработала свои миллиарды не без содействия мужа. Кстати, Батурина уже 13 сентября заявила, что намерена подать на телеканалы иски в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации компании. А сам Лужков, который раньше не пропускал ни одного негативного упоминания столичной мэрии и немедленно обращался в суд, пока никак не отреагировал на телевизионную канонаду из компромата.
Похоже, московский градоначальник еще не решил, как действовать дальше. Слаженная работа телеканалов по его дискредитации показала, что ему непросто будет найти защиту и опору на федеральном уровне. Официально его очередной срок в должности мэра истекает летом следующего года. Однако нет никакой уверенности, что он досидит его до конца. Слух об отставке Лужкова, который долго бродил по кулуарам, был слухом-долгожителем, больше похожим на анекдот с длинной седой бородой. Впервые он может стать реальностью.
Казалось бы, что в этом особенного? Лужков уже 18 лет находится на своем посту. Не каждый великий князь Московский ухитрялся столько лет удержаться у власти. В России идет неуклонное обновление губернаторского корпуса. Таких аксакалов, как Юрий Михайлович, осталось еще трое - это главы Белгородской, Омской и Томской областей - Евгений Савченко, Леонид Полежаев и Виктор Кресс.
Наконец, Лужкову скоро исполнится 74 года. Пора на пенсию, на покой. Но проблема в том, что после серии громких телевизионных разоблачений ему уже не удастся уйти тихо и достойно, с очередным орденом на груди и теплыми напутственными словами из уст руководителей страны вдогонку. Так ушли, например, президенты Татарстана и Башкирии Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов. Отставка Лужкова, когда бы она ни состоялась, теперь неизбежно будет скандальной. |