Наталия Цой
В Алматы состоялась III Ежегодная конференция издателей и распространителей печатной продукции, организатором которой стала Казахстанская ассоциация издателей и распространителей печатной продукции (КАИРПП)
Главной темой стали актуальные вопросы рынка прессы Казахстана, связанные прежде всего с деятельностью издателей и необходимостью модернизации работы редакций, а также создания качественного и востребованного потребителем информационного продукта. Как отметил в своем выступлении Евгений Абов, вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN), “именно это условие является залогом успешной работы любого здорового издания”. И хотя многие уже сегодня предрекают скорую “смерть” печатных СМИ, очевидно, что это нет так. Даже в высокоразвитых странах традиционные бумажные газеты и журналы прекрасно себя чувствуют, позволяя издателям пока еще зарабатывать на 25 процентов больше, чем в сети Интернет.
Однако, как признали участники конференции, полностью реализовать потенциал рынка прессы в Казахстане мешает целый ряд проблем, прежде всего непрозрачность медиарынка, отсутствие институциональной поддержки со стороны государства, а также финансовые трудности и низкий уровень менеджмента в печатных СМИ. Об этом в своем докладе рассказала президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова.
“Одна из задач, которые мы ставим перед собой, - это расшевелить отрасль, и сегодня я вижу, что, в частности, издатели стали активнее работать, - отметила она. - Это хороший знак. Это также говорит о том, что люди заинтересованы в проблеме, что они хотят выслушать точку зрения своих коллег”.
Кстати, по поводу непрозрачности высказался и московский гость. “Что касается прозрачности, то та же самая проблема была и у нас, - сказал Евгений. - Сейчас мы в какой-то степени ее преодолеваем и создаем службу тиражного аудита”.
О том, как преодолеть сложившуюся ситуацию и сделать рынок прессы Казахстана сильным и высокорентабельным, говорил и другой независимый эксперт Юлия Казакова, исполнительный директор российской Гильдии издателей периодической печати (ГИПП). По ее мнению, “главная роль в этом процессе должна принадлежать самим участникам рынка, которые должны проявлять большую инициативность и готовность к совместным действиям”.
Учитывая схожесть характера трудностей, с которыми приходится сталкиваться российским и казахстанским издателям и дистрибьюторам прессы, опыт Гильдии, по единодушному мнению участников конференции, может быть использован и в Казахстане. Реальным подтверждением готовности Казахстанской ассоциации издателей и распространителей печатной продукции работать в этом направлении стало подписанное с ГИПП соглашение о сотрудничестве и обмене опытом.
В заключение эксперты констатировали необходимость консолидации усилий издателей и распространителей печатной продукции по улучшению качества как собственно продукта, так и поддержки работы предприятий распространения прессы. Конкретным шагом в этом плане стало принятие участниками конференции резолюции по вопросу поддержки института подписки на казахстанские печатные СМИ, содействия сетям распространения прежде всего в регионах, а также изданиям с тем, чтобы обеспечить свободный доступ к ним для широких слоев населения во всех областях страны. |