Жанар Секербаева
Авиакомпании Казахстана оставлены в черном списке (с 2006-го) и в этом году Европейским комитетом по авиационной безопасности. Во время аудита казахстанской авиации, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Казахстану были выставлены две главные претензии. Первая - авиационное законодательство страны не соответствует требованиям ИКАО, вторая - за авиацией нет должного контроля со стороны уполномоченного органа
“Не казахстанские авиакомпании в черном списке, а Комитет гражданской авиации (КГА). Постановление Еврокомиссии запрещает полеты казахстанских воздушных судов на территорию Европы ввиду того, что КГА не обеспечивает должного надзора”, - комментировал ситуацию директор летной службы региональной авиакомпании SCAT (Шымкент) Вячеслав Артеменко.
Кроме казахстанских компаний в черном списке значится Украина. Ей разрешено летать в ЕС только одним самолетом. Помимо этого перелеты в Европу запрещены всем авиаперевозчикам из Кыргызстана. Всего в списке значится 278 авиакомпаний из 17 стран.
Из черного списка в конце 2009 года была выведена правительственная авиакомпания “Беркут”. Запрет на полеты в ЕС не коснулся и национального авиаперевозчика Air Astana. “Мы - единственная казахстанская компания, которая выполняет полеты в Европу при следующих ограничениях, - поясняла менеджер по соответствию стандартам безопасности Air Astana Галия Тулепбергенова, - мы не можем открывать новые маршруты в Европу и увеличивать частоту рейсов. Еврокомиссия включила Казахстан в черный список, основываясь на результатах аудита Комитета гражданской авиации Минтранскома. Аудит был проведен Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в апреле 2009 года. Тогда были выявлены недостатки в системе проведения государственного надзора за безопасностью полетов казахстанских авиакомпаний”.
С другой стороны, участники рынка считают, что ситуация не так тревожна, как может показаться. “Комитет гражданской авиации, как представитель государства, занимается этим вопросом, - рассказывал исполняющий обязанности президента АО “Авиакомпании МЕГА” Сергей Ситченко, - оказывает помощь в подготовке необходимых документов. Работа ведется, это не результат одного дня. Черный список - понятие относительное, мы продолжаем летать за границу, например в Турцию. У Евросоюза строгие требования к типам самолетов. Не все казахстанские компании обладают современной техникой и иными параметрами”.
15 июля 2010 года главой государства был подписан новый Закон “О регулировании гражданской авиации”, который соответствует международным нормам ИКАО и который, как ожидается, повысит безопасность полетов. Помимо этого разрабатывается более 100 нормативно-правовых актов и ужесточаются требования. К тому же постановлением правительства создано госпредприятие по безопасности полетов - Центр обеспечения безопасности полетов, в состав которого входит 20 инспекторов. Очевидно, что предпринятые меры пока не дали выполнить задачу, поставленную премьер-министром Каримом Масимовым перед Министерством транспорта и коммуникаций - в течение 2010 года вывести казахстанские авиакомпании из черного списка ЕС. |