Константин Маскаев
На этой неделе разногласия на рынке телекоммуникаций между АО “Арна” (торговая марка DUCAT) и крупнейшим оператором связи АО “Казахтелеком” получили развитие и обернулись неприятностями для многих абонентов
Выкупая номера у альтернативного оператора, абоненты были уверены в том, что телефонные линии принадлежат “Арне”. Операторы чаще всего либо вводят в заблуждение свою клиентуру на предмет принадлежности линий, либо стараются не обсуждать этот вопрос. О том, что линии принадлежат АО “Казахтелеком” и использовались на правах аренды, выяснилось только теперь.
13 марта клиенты “Арны” потеряли доступ к Интернету в нескольких городах Казахстана, а с 14 марта началось отключение телефонных линий, используемых компанией “Арна” на правах аренды. В число таких абонентов попала и редакция “НП”, ибо несколько служебных номеров обслуживалось в “Арне” и теперь молчат.
Гендиректор АО “Арна” Гульмира Рахимжанова ссылается на “Казахтелеком”, который, по ее словам, “еще в прошлом году без уведомлений, выдержек каких-то сроков поднял стоимость своих услуг за телефонную связь. Раньше оператор платил 3500 тенге за телефонную линию. Сейчас “Казахтелеком” поднял стоимость до 19 500 тенге”.
В свою очередь, “Казахтелеком” на собственном сайте излагает свою позицию и говорит о временном приостановлении оказания услуг АО “Арна” “в связи с существующей многолетней дебиторской задолженностью оператора перед АО “Казахтелеком”. PR-служба АО “Казахтелеком” разъясняет, что задолженность начала образовываться с 2003 года и до настоящего момента только возрастала (сегодня она якобы составляет уже 637 993 277 тенге). Кроме того, АО “Арна” нарушает закон и на протяжении трех последних лет без видимых и обоснованных причин уклоняется от заключения Типового договора о присоединении, согласно которому операторы связи при предоставлении сетевых ресурсов и пропуске трафика абонентов обязаны заключать между собой такой договор. В “Казахтелекоме” также говорят, что АО “Арна” является одним из 10 крупных интернет-провайдеров, имеющих собственные внешние независимые интернет-каналы.
На все претензии со стороны клиентов АО “Арна” кивает на “Казахтелеком”. “Казахтелеком” находит основания для обвинения АО “Арна”. Как долго связисты будут заниматься урегулированием вопроса, никому не известно. Беспокоит лишь то, что пожинают плоды этих разногласий абоненты.
Те самые, кто аккуратно оплачивал услуги оператора. И в этом смысле сложившаяся ситуация обнажает проблему незащищенности абонентов перед такими сбоями на рынке. А это недопустимо, поскольку крупнейший отечественный оператор, как и его конкуренты, живет за счет клиентских денег и не имеет морального права переходить на язык ультиматумов.
В то же время, если верить PR-службе “Казахтелекома”, у “Арны” зрели проблемы давно. Но там почему-то не сочли нужным заблаговременно уведомить своих клиентов о возможном форс-мажоре. |