|
Влад Гринкевич, экономический обозреватель “РИА Новости”
Проект создания Международного финансового центра (МФЦ) в российской столице стал наряду с модернизацией экономики одной из ключевых задач государства. Эксперты отмечают, что обе задачи тесно связаны между собой: современная инновационная экономика может породить инвестиционный бум, стать объектом притяжения капиталов со всего мира. Пока российские власти более всего озабочены созданием инфраструктурной базы будущего МФЦ
От решения технических, инфраструктурных вопросов все равно не уйти, ведь финансовый центр - не абстракция, а реальный город, в котором сосредоточены международные банки и иные финансовые институты, проводящие международные операции. Для размещения этих структур нужны гигантские площади. К слову сказать, именно для этих целей, то есть для размещения структур МФЦ, в свое время в Нью-Йорке были выстроены башни-близнецы, а в Шанхае в ходе реализации проекта финцентра за 15 лет возвели целый район небоскребов - Пудун. В Москве тоже есть свой район (правда, он еще не достроен), где могли бы разместиться финансовые институты, - Москва-Сити. Но до завершения работ здесь пока далеко. Помимо достройки зданий требуется существенная доработка транспортной инфраструктуры. Кстати, власти Москвы понимают, что превращение города в МФЦ требует создания развитой транспортной сети, и готовы в 2011 году выделить на дорожное строительство 38 миллиардов рублей. А в ближайшие три года направить на эти цели 140 миллиардов рублей.
Помимо физической оболочки финансовый центр нуждается в оболочке законодательной - нужен закон о биржах и биржевой торговле, закон о клиринговой деятельности и т.д. Российские власти обещают в течение трех лет разработать нормы, которые отвечали бы требованиям мировых финансовых рынков.
В тени инфраструктурных и организационных вопросов остается не менее важный вопрос: какие задачи будет решать московский МФЦ? Центром притяжения каких капиталов он станет? Некоторые эксперты уверены, что, создав отменную инфраструктуру и благоприятную законодательную оболочку, можно построить международный финансовый центр где угодно, чуть ли не в чистом поле. Но стоит повнимательнее изучить географию и время появления финансовых центров, чтобы понять - эти структуры не возникают где попало. Они формируются на базе передовых промышленных экономик. Сначала институты ФЦ обслуживают промышленный центр, потом начинают жить собственной жизнью, становясь элементом виртуальной или фиктивной экономики. Порой, как в Старом Свете, процесс формирования финансовых центров растягивался на столетия, порой, как в Юго-Восточной Азии, укладывался в десятилетия. Но всякий раз появлению МФЦ предшествовало бурное развитие торгово-промышленной сферы.
По замыслу российских чиновников, московский финансовый центр должен конкурировать с Шанхаем и Дубаем. Однако Шанхайский МФЦ немыслим без стремительно развивающейся китайской промышленности, которая и стала центром притяжения сначала прямых, а позже и спекулятивных инвестиций. Россия не может похвастаться промышленным бумом, пока власти лишь строят планы по переводу экономики на инновационные рельсы. Поэтому создание МФЦ, “как в Шанхае”, немного походит на попытку бежать впереди паровоза.
Иное дело - Дубай. Этот крошечный эмират считается крупнейшим финансовым центром Ближневосточного региона и третьим после Сянгана (бывший Гонконг) и Сингапура мировым центром реэкспорта, то есть перепродажи ранее ввезенных товаров, в основном сырья. Иначе говоря, Дубай, как и его коллеги в Юго-Восточной Азии, является мировым центром притяжения спекулятивного капитала. Подобные МФЦ в чем-то схожи с игровыми и оффшорными зонами - законодательство, инфраструктура и даже образ жизни здесь полностью “заточены” под конкретный вид бизнеса.
Крошечное государство может себе позволить жить по экономическим нормам, скажем так, весьма отличающимся от общепринятых международных, но как быть огромной России? Реализация подобного спекулятивного проекта в Москве означала бы фактическую экстерриториальность российской столицы по отношению ко всему государству. Так и обстоят дела в китайском Сянгане. С точки зрения действующих законов - это государство в государстве. Но Сянган - не столица, а островная провинция, которая на протяжении столетия была де-факто отделена от Китая.
Впрочем, возможен и другой вариант: часть отечественных экспертов говорит о возможности построения сырьевого финансового центра. Россия - один из ведущих мировых поставщиков углеводородов, от российских поставок в той или иной степени зависят ведущие экономики мира. Разумеется, власти думают над этим вопросом. Одним из шагов по повышению роли России на мировой экономической арене и превращения ее в центр притяжения капиталов мог бы стать перевод расчетов за поставки российского сырья из долларов США в рубли. Но сделать это мешают высокая инфляция и тот факт, что рубль не является свободно конвертируемой валютой, а его курс в большей мере определяется не рынком, а Центробанком. Кстати, именно по схожей причине китайский юань вопреки многочисленным прогнозам не может играть роль мировой или региональной резервной валюты. |