Жанар Секербаева
Современная система лекарственного обеспечения ограничивается закупом лекарственных средств. К такому выводу пришли представители неправительственных организаций и ученые в ходе семинара, который ставит главной задачей общественный мониторинг обеспечения населения медпрепаратами
Идея провести мониторинг и оценку прозрачности закупок лекарственных средств в рамках бюджетных расходов системы здравоохранения принадлежит фонду “Амансаулык” совместно с Фондом “Сорос-Казахстан”. Еще в 2008 году стартовал подобный проект и была организована служба горячей линии, куда поступали жалобы граждан не только из Алматы, но и из Атырау, Караганды, Кызылорды, Петропавловска, Семея. Основной проблемой опрошенные пациенты называли недоступность лекарств.
В связи с этим на двухдневном семинаре большой критике подверглась работа единого дистрибьютора ТОО “СК-Фармация”. На памяти у всех несвоевременные поставки лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях. До настоящего времени при госзакупе не учитывается мнение ведущих экспертов, ассоциаций пациентов. По мнению президента Ассоциации представительств фармофирм в Казахстане Вячеслава Локшина, не сформирована политика ценообразования, в тендере выигрывает компания, которая предлагает наиболее низкие цены за товар, и дистрибьютору выгодно принести на рынок дешевую продукцию.
“СК-Фармацию” критиковали и за навязывание лекарств медучреждениям, которые, по неофициальным данным, теперь вынуждены заказывать как дешевые, так и необходимые дорогостоящие препараты.
Список лекарственных средств, утверждаемый и формируемый Минздравом, не согласовывается с экспертами и представителями организаций пациентов, что не позволяет учитывать индивидуальные потребности пациента. А несвоевременное поступление препаратов приводит к частой и необоснованной замене одного препарата на другой, что приводит к осложнениям заболевания. Об этом более подробно рассказывала президент диабетической ассоциации Наталья Тукалевская. Согласно ее мнению, больные получают низкокачественные препараты.
Правда, советник генерального директора “СК-Фармация” Игорь Жигун напомнил участникам семинара, что 15 июня 2010 года произошла смена руководства и менеджмента компании. “Мы создаем безопасный трехмесячный складской запас медикаментов, - рассказал Жигун. - На складах имеются все препараты в достаточном количестве и с запасом. На 2011 год принята новая схема тендеров, то есть тендер будет проведен до конца сентября, что дает возможность фармкомпаниям к началу года произвести продукцию”.
Однако мониторинг прозрачности закупок лекарственных средств необходимо вести непрерывно, считают специалисты. Также нужно определить социально значимые болезни, постоянно обновлять формулярные списки с учетом быстрого реагирования на появление новых технологий. В основе выбора терапии должны быть принципы доказательной медицины (эффективность препаратов должна быть доказана в серьезных клинических исследованиях). “Нашего мнения при составлении списка лекарственных средств, которые потом закупаются на всю страну, никто не спрашивает. Какую медицину мы получим?” - недоумевал председатель Республиканского научного общества фармакологов Гурам Пичхадзе.
Государство не обязано лечить всех. Но и покупать кота в мешке, да еще и за деньги налогоплательщиков, абсурдно. Почему в Израиле потребности лекарственных средств формирует Ассоциация пациентов, а мы делать этого не можем? Какие болезни оплачивать? Во Франции, к примеру, дешевые лекарства оплачиваются на 20-30 процентов, а лечение сложных заболеваний - до 50 процентов или же финансируется целиком. Мировая практика показывает, что здоровые платят за больных. И только здоровье человека есть основной ориентир, но никак не поле для экспериментов любой госпрограммы в области здравоохранения.
|