|
Берик Карымсаков
Это лето стало особенно жарким на Мангыстау. 50-градусную жару в нефтегазовом регионе подогревали человеческие эмоции. В начале июля некоторые рабочие-нефтяники выразили недовольство. Переход на новую систему оплаты труда на предприятиях “Озенмунайгаз”, которую инициировал профсоюз и поддержало руководство компании, заставил понервничать тех, кто запутался в расчетах. Несмотря на уведомление о пересмотре системы оплаты труда, которое рабочим разослали еще в апреле, и многочисленные разъяснения со стороны работников профсоюза и менеджеров компании, волнения и недоверие заставили некоторых работников даже временно остановить работу. Сегодня люди спокойно работают и благодарят профсоюз и компанию-работодателя за повышение зарплаты
“Вместе со мной в автоколонне работают 114 человек, и такая существенная прибавка в зарплате облегчит всем нагрузку по обслуживанию кредитов, а значит, дополнительные деньги можно будет направить на нужды семьи - образование детей, свадьбу, улучшение жилищных условий”, - говорит Алибай Зорбаев, начальник автоколонны УОС №1 ПФ “Озенмунайгаз”.
“Заработная плата рабочих ежегодно растет, и то, что компания выполнила свое обещание и в назначенное время повысила оплату труда, несмотря на кризис, - это дорогого стоит”, - добавляет Нурлыбек Жунусов, оператор НГДУ №3 ПФ “Озенмунайгаз”.
Повышение зарплаты дало новый толчок подписанию новых трудовых договоров с теми, кто сначала с недоверием встретил реформу системы оплаты труда.
“В нашем филиале работают свыше восьми тысяч человек”, - рассказывает Киикбай Ешманов, директор ПФ “Озенмунайгаз”. “На сегодня порядка шестисот рабочих еще не подписали дополнительное соглашение, но эта цифра каждый день уменьшается. Сомневающиеся смотрят на коллег, которые получили добавку, и это лучший аргумент в пользу новой системы”, - отмечает он.
Волнения и забастовки рабочих прошли и на предприятиях другого производственного филиала компании “Разведка Добыча “КазМунайГаз” - “Эмбамунайгаз”. Но и здесь ситуация быстро нормализовалась, когда люди получили первую зарплату, которую начислили уже по новой системе оплаты труда.
“В июле получил добавку по новой системе, сразу купили новый диван, а еще ковер - семья довольна”, - говорит Жумабек Байтанатов, мастер добычи месторождения Алтыколь ПФ “Эмбамунайгаз”.
“Я - глава многодетной семьи, - рассказывает Багытжан Хайдаров, машинист крана транспортного цеха УТПОиКО ПФ “Эмбамунайгаз”. - У меня шестеро детей, все они уже получили образование, работают. Я живу вместе с двумя сыновьями, невестками и внуками. С июня моя зарплата выросла в среднем на 25 процентов, моя семья этому очень обрадовалась”, - говорит рабочий.
“Прибавка к зарплате очень кстати, - говорит Саит Асанов, оператор 4-го разряда добычи нефти и газа ЦДНГ Кисымбай, НГДУ “Жылыоймунайгаз”. - У меня 8 детей, платим ипотечный кредит за дом в Аксае”, - рассказывает нефтяник.
В среднем зарплата рабочих-нефтяников поднялась на 25 процентов, в зависимости от разряда.
По данным руководства “Эмбамунайгаз”, где работают 5535 человек, на сегодняшний день только 10 из них не подписали дополнительные соглашения к трудовому договору.
По мнению председателя профсоюзного комитета “Эмбамунайгаз” Мурата Нсанбаева, людей ввели в заблуждение недобросовестные коллеги, которые спекулировали фактами и исказили смысл реформы системы оплаты труда.
“У нас повторился озенский сценарий - люди, которые не входят в наш профсоюз, стали распускать слухи, что руководство компании отменяет территориальный коэффициент, конечно, это вызвало недовольство в коллективах, которое вылилось в забастовку”, - рассказывает М.Нсанбаев.
До 1999 года в Казахстане действовал территориальный коэффициент - надбавка к зарплате работников за тяжелые условия проживания. Когда правительство отменило его, профсоюз договорился с руководством предприятий включить надбавку в коллективный договор с тем, чтобы она продолжалась выплачиваться. Профсоюз надеялся, что этот коэффициент будет восстановлен в Трудовом кодексе, однако этого пока не произошло.
“Провести реформу системы оплаты труда рабочих-нефтяников было нашей инициативой”, - говорит Тлеккабыл Кабдолов, председатель Центрального совета профсоюза работников нефтегазового комплекса. Действовавшая система просто не отвечала законодательству. На предприятиях иностранных и казахстанских компаний действовали разные коллективные договора, которые регулировали начисление территориального коэффициента и прочих надбавок. Это приводило к разбросу в зарплатах и создавало напряжение в трудовых коллективах.
“С момента основания в 2005 году мы стали анализировать этот вопрос, - рассказывает Т.Кабдолов. - Первое время было тяжело, нас никто не признавал, но постепенно установили контакты с нефтегазовыми предприятиями, начали большую работу по подписанию отраслевого соглашения, но тут изменился Трудовой кодекс, пришлось все начинать сначала. По новому кодексу, с работодателями нужно было заключать индивидуальные соглашения, так как в нефтегазовой отрасли нет объединения работодателей, они все разрознены - есть иностранные, казахстанские компании, национальная”, - поясняет глава отраслевого профсоюза.
В 2007 году профсоюз получил поддержку правительства и начал подписывать отраслевое соглашение с нефтегазовыми компаниями. Эта работа заняла 2 года. “С кем-то удавалось быстро договориться, с кем-то - нет”, - вспоминает Т.Кабдолов.
“В Трудовом кодексе четко записано, что основная часть должна составлять 75 процентов заработной платы работника, а переменная - премии, надбавки - 25 процентов, а у нас было 47 и 53 процента соответственно, и если, скажем, план по каким-то причинам не выполнялся, то работник серьезно терял в премии”, - поясняет М.Нсанбаев.
Кроме того, в рамках реформы системы оплаты труда, по инициативе профсоюза компании “Разведка Добыча “КазМунайГаз”, для работников, которые трудятся на нефтегазовых месторождениях, был установлен отраслевой коэффициент - надбавка “за вредность”.
“В этом вопросе нам сильно помогла Федерация профсоюзов Казахстана, которая организовала встречу с премьер-министром, который поддержал наши расчеты, - рассказывает Тлеккабыл Кабдолов. - Мы можем гордиться, что смогли отстоять для рабочих-нефтяников один из самых высоких коэффициентов на уровне 1.8. Выше только у угольщиков, который, в зависимости от глубины разреза, на которой работают шахтеры, доходит до двух”, - отмечает профсоюзный лидер.
В конце прошлого года руководство профсоюза и компании подписали соответствующее соглашение, которое предусматривало перевод отраслевого и территориального коэффициентов в основную часть зарплаты, которая является неприкосновенной.
“Когда решили привести все в порядок, люди не поняли, к новому отнеслись настороженно, хотели оставить все по-старому, хотя они ничего не теряли, - рассказывает лидер отраслевого профсоюза. - Ситуацию подогрели посторонние люди, которые не имеют отношения к нашему профсоюзу и хотели заработать какие-то очки, требовали рассчитывать отраслевой коэффициент от всей зарплаты, по сути, популизмом занимались и подстрекали людей к забастовкам. А в том, что рабочим-нефтяникам производственных филиалов компании “Разведка Добыча “КазМунайГаз” подняли зарплату, нет их заслуги. Это результат договоренностей руководства компании и профсоюза”, - говорит Т.Кабдолов.
В ноябре текущего года в Атырау пройдет форум предприятий нефтегазовой отрасли. Профсоюзы готовятся поднять острые вопросы.
“Проблем много, не все сразу решается, - говорит Т.Кабдолов. - Мы давно выступаем за снижение пенсионного возраста для работников нефтегазовой отрасли. Это вопрос переговоров, нужно вести диалог”, - уверен профсоюзный лидер. |