Ботагоз Омар
Стихийная и уличная торговля постепенно будет вытеснена более современными торговыми площадями. Такова нацеленность отечественных властей, которые намерены создать условия для более цивилизованной торговли. Тем временем многие казахстанцы стараются отдавать предпочтение более дешевым товарам, голосуя своим тенге в пользу открытых рынков
По статистике Всемирной торговой организации, на каждые 10 процентов роста мирового производства приходится 16 процентов увеличения объема мировой торговли. В этом плане Казахстан старается не отставать, стремясь стать полноправным участником ВТО. На сегодня экспортно-импортные операции налажены со 187 странами мира, а торгово-экономические соглашения заключены с более чем 50 странами. В режиме свободной торговли мы взаимодействуем со странами СНГ.
Несмотря на непростые кризисные годы, показатели внешней торговли в стране улучшаются. Торговый оборот за пять месяцев этого года возрос почти на 40 процентов по сравнению с показателями января-мая 2009 года: 34 475,6 миллиона долларов США против прошлогодних 24 662,4 миллиона американских долларов.
Чтобы эта тенденция продолжалась, нам нужно отвечать жестким требованиям в отношении стандартов коммерческой деятельности, технического уровня и качества поставляемых товаров и услуг, развивать торговую инфраструктуру.
Сегодня в стенах парламента находится законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности”. Этот документ закрепляет за акиматами обязанность разработки и реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры, развивать электронную и приграничную торговлю, способствовать повышению квалификации работников торговли, стимулировать поддержку отечественного производства.
В основном эти меры необходимо принимать в регионах. Как отмечали участники инвестиционного форума, проведенного в Астане в июне, в столице рынок торговой недвижимости перенасыщен. Здесь на тысячу жителей приходится 430 квадратных метров торговых площадей, причем современного формата. Для сравнения: в Москве этот показатель составляет 300 квадратных метров на одну тысячу жителей.
По мнению министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, в Казахстане “необходимо внедрять меры для постепенного сокращения значения рынков и челночной торговли”, что является важным фактором дальнейшего развития страны. Поэтому в 2011 - 2015 годы ожидается укрупнение торговых сетей как за счет нового строительства, так и поглощения конкурентов.
В Казахстане в среднем объеме розничного товарооборота доля сетевого ритейла составляет 10-15 процентов. Появились новые игроки - сеть Wester, сеть магазинов “2х2”, “Домашний”, “Green”, в то же время закрылись магазины “Пятерочка”, “Ардагер”, “Skif Trade”. Сеть супермаркетов GROS выкуплена компанией SM-market. И несмотря на то, что большая часть денежного оборота на рынке розничной торговли пока по-прежнему приходится на крытые рынки и шопинг-центры первого поколения, предприниматели продолжают выводить на рынок новые объекты - “Wester”, “Арзан”, “Метро”, “Ramstor”. По их мнению, число клиентов, предпочитающих покупать все из одной торговой точки, будет неуклонно расти.
Астана |