|
Алла Иванилова
Казахстан давно намеревается занять достойное место среди таких мировых экспортеров мяса, как США, Канада и Бразилия. Однако пока этому мешают ряд причин
Одна из них - мелкотоварность производства. После распада Советского союза животноводческая отрасль пережила нелегкие времена и была вынуждена сосредоточиться в основном в личных подворьях. Из-за закрытия животноводческих хозяйств и птицефабрик резко снизилась численность всех видов скота и птицы. За первые 10 лет суверенитета поголовье сократилось вдвое. Соответственно снизились и объемы производства. Отрасль потеряла свой экспортный потенциал и ограничилась только удовлетворением внутренних потребностей, а по мясу птицы страна стала импортозависимой.
Сейчас около 85 процентов скота сосредоточено в личных подворьях, которые не имеют ни средств, ни возможностей для ведения животноводства на основе современных технологий. Отсюда и низкое качество продукции.
Мешает и низкий генетический потенциал животных. Сегодня удельный вес племенного скота в стаде КРС составляет всего лишь 5,6 процента, что почти в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Аналогичная картина и по другим видам животных. Отсюда и низкая продуктивность отрасли. В прошлом году от каждой коровы надоено всего лишь 2233 килограмма молока, а среднесуточный привес на откорме был на уровне 400 граммов.
Вспышки “животных” инфекций, произошедшие в Павлодарской, Акмолинской, Алматинской областях, оказались поучительными для чиновников. Понятно, что никто не будет импортировать мясо из страны, где нет четкой системы обеспечения безопасности животноводческой продукции. В связи с образованием Таможенного союза власти обратили внимание на данный пробел и обязали создать на местах специальные убойные пункты. Проведение всех ветеринарно-профилактических мероприятий было передано местным органам и их ветеринарным службам. С начала этого года в каждом сельском округе появилась должность ветеринарного врача при акиматах. Однако эта работа, как показали последние события, мягко говоря, проходит “неудовлетворительно”.
Серьезным барьером на пути обеспечения эпизоотического благополучия выступает и отсутствие должного учета поголовья скота, то есть идентификация животных. Эта функция также возложена на местные органы. В этом году закуплено и поставлено на места все необходимое оборудование для идентификации с созданием единой электронной базы данных по учету крупного рогатого скота: компьютеры, сканеры, биркачи и бирки. На следующий год в бюджет заложены средства для закупа аналогичного оборудования для учета всех других видов скота.
|
Скот есть, а качества нет |
На сегодняшний день животноводческая отрасль отнесена к числу приоритетных, и все инвестиционные проекты, связанные с ее развитием, кредитуются в первую очередь. За последние годы объемы выделяемых на поддержку животноводства финансовых средств увеличены в три раза и в текущем году составили 2,5 миллиарда тенге, а финансирование мероприятий по повышению качества животноводческой продукции выросло более чем в 10 раз и составило 13 миллиардов тенге.
В частности, за счет выделения целевых субсидий удешевляются до 40 процентов затраты сельхозформирований по приобретению племенной продукции, а также комбикормов для откорма скота. При этом субсидии выделяются по дифференцированным нормативам по принципу “чем выше генетический потенциал скота, тем выше и норматив субсидирования”. Кроме того, установлены повышенные нормативы субсидирования для тех, кто обновляет, модернизирует производство и производит его техническое и технологическое перевооружение.
К 2014 году в рамках реализации инвестиционных проектов будет завершено строительство 35 современных откормочных площадок, 30 молочных комплексов, 6 бройлерных птицефабрик, создано более 100 овцеводческих хозяйств.
Несмотря на предпринимаемые меры, Казахстан пока импортирует всего 8,5 процента мяса ежегодно. Экспорт казахстанского мяса с 1990 года снизился в 615 раз. В прошлом году экспортировано лишь 300 тонн мяса. Для нашей аграрной республики это нонсенс. К тому же казахстанские цены на мясо неконкурентоспособны. К примеру, в странах Евросоюза один килограмм свинины стоит 315 тенге без НДС, в Казахстане - 482 тенге, в России - 640 тенге. Цена на говядину в странах ЕС составляет 499 тенге, в Казахстане - 566 тенге, в России - 626 тенге. (Более того, даже на внутреннем рынке цены странные: их цена зависит от времени года. По словам чиновников, отрасль не может обеспечить ежемесячную поставку даже на внутренний рынок стабильных объемов - отсюда и рост цен.)
Чтобы удешевить себестоимость мяса, необходимо повышать качество технологий производства и реализовывать его кластерным методом. Для начала же чиновники намерены поставлять отечественное мясо на один из самых емких мировых рынков - в Россию.
Астана
На сегодняшний день в Казахстане имеется более шести миллионов голов крупного рогатого скота, 17,5 миллиона овец, около 1,5 миллиона голов лошадей, 1,3 миллиона свиней, 155 тысяч верблюдов и 33 миллиона голов птиц. Это уже почти в 1,5 раза больше чем в начале двухтысячных годов. В то же время остаются неиспользованными огромные возможности для развития животноводства. Площади естественных пастбищ у нас составляют около 182 миллионов гектаров, из которых используется всего лишь 43 процента. Чиновники признают: нынешние темпы развития животноводства, и в первую очередь его продуктивность, далеко не соответствуют имеющимся возможностям. |