|
Фарида Галиева из Алматы
Во время визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Казахстан на этой неделе в составе немецкой делегации к нам приезжал известный эксперт Немецкого общества внешней политики (Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik) Александр Рар (Alexander Rahr), который в интервью “НП” поделился своим видением нынешнего состояния казахстанско-германских отношений и мировой политики в целом
- Как Вы оцениваете нынешний визит главы правительства Германии в Казахстан и какие в связи с этим могут последовать изменения в двусторонних отношениях?
- Сама госпожа канцлер Меркель назвала свой визит историческим. Так это или нет, покажет история. Но в целом, конечно, визит выдался успешным и предвещает расширение связей и сотрудничества. Подписано несколько соглашений, намечены инвестиции, которые Германия будет вкладывать в казахстанскую экономику. Речь шла о двух с лишним миллиардах евро. Стороны заверили друг друга в самых наилучших отношениях. Подтверждены намерения и в дальнейшем развивать как политические, так и экономические связи.
- Все это, извините, протокол. Но ведь были и моменты, которые в протокол не вошли, так же, как и в официальные заверения в сотрудничестве и взаимопонимании?
- Были, конечно. Ну начать с того, что канцлер не была, если можно так выразиться, главным инициатором этого визита...
- Вы хотите сказать, что она не хотела ехать в Казахстан?
- Нет, я этого не хочу сказать, просто данный визит планировался несколько позднее, тогда как состоялся именно сейчас. Просто главе правительства откладывать его уже было нельзя - слишком велико было настояние деловых кругов Германии на том, чтобы визит этот наконец состоялся. Много причин для деловых кругов настаивать на нем.
- Например?
- Ну, например, некоторые документы могли быть подписаны только в присутствии и при участии лично канцлера. Это касается прежде всего Соглашения об оснащении локомотивами фирмы “Симменс” казахстанских железных дорог. Документы такого масштаба обычно подписываются в составе масштабных визитов. Кроме того, сложилась неблагоприятная ситуация с германским экспортом в Казахстан. Во многом это связано с пресловутым мировым финансовым кризисом, но и специфика работы местных финансовых структур тоже наложила свой отпечаток на это положение.
- Вы имеете в виду долги казахстанских банков перед германскими инвесторами?
- Да, это все-таки 300 миллионов евро, которые потеряли немецкие банки в Казахстане. Кто будет решать этот вопрос и компенсировать эти потери? До сих пор об этом никто речи серьезно, если честно говорить, не вел. Все как-то “сваливалось” на мировой кризис. Но кризис кризисом, а обязательства обязательствами. И это тоже одна из причин, которая заставляла германский бизнес торопить канцлера с визитом. А во время встречи с президентом Назарбаевым госпожа Меркель открыто и довольно настойчиво этот вопрос подняла. И стороны, как считают в Германии, наметили хотя бы намерения обсуждать и реально решать эту проблему.
- То есть в самой Германии этот визит оценивается как успешный?
- Я бы не хотел так заострять на этом нашу беседу, но скажу честно - визит очень недостаточно, на мой взгляд, освещался в Германии. Вот поездка госпожи Меркель в Китай - да, об этом и писали, и вещали подробно, а вот про казахстанский вояж не очень...
- Хотя, по словам фрау Меркель, Казахстан является одним из основных поставщиков энергоносителей в Германию.
- Да, четвертым по значению. Может, такое невнимание к визиту связано с его краткостью, не знаю. Ну и потом, в Германии к Казахстану прежде всего относятся именно как к поставщику нефти и газа, хотелось бы, конечно, чтобы ваша страна усиливала свои позиции, экспортируя что-нибудь еще, помимо природного сырья, но пока этого нет, - соответствующие и приоритеты. Но вес Казахстана в сравнении, скажем, с другими странами вашего региона намного выше.
- Да, в ходе визита стороны высказались за проведение конференции глав государств ОБСЕ в Астане, означает ли это политическую поддержку Берлином курса, проводимого Казахстаном?
- Поддержку усилий Казахстана по активизации роли ОБСЕ в урегулировании, например, кризиса в Кыргызстане - да, эту поддержку Берлин недвусмысленно выразил. Поддержку в установлении более гармоничных отношений между только что родившимся Таможенным союзом и Европейским союзом тоже. В целом политическая поддержка основным направлениям внешней политики Казахстана выражена. Но остается немало вопросов. В том числе и по повестке дня предполагаемой конференции ОБСЕ. Здесь еще очень много работы и множество проблем. Есть, например, явные противоречия между позициями стран бывшего СССР и западными странами - это касается и вопросов соблюдения гуманитарных прав, и проблем с гражданским обществом. Восток настаивает больше на экономическом и инновационном сотрудничестве. И это понятно. Тогда как Запад - на расширении демократии. Это тоже понятно.
- Кстати, о Таможенном союзе в Астане тоже шла речь - немецкие бизнесмены посетовали на то, что возникновение этого союза повлияло на новые правила обложения пошлинами немецких товаров.
- Ну здесь я бы ответил им следующим: когда Германия и Франция создавали свой экономический союз, их не интересовало, какими пошлинами будут облагаться товары третьих стран, а следовали они только своим интересам. Так что эти сетования здесь неуместны, по меньшей мере. Ведь подобные союзы для совместного отстаивания этих самых интересов и создаются. Нужно просто договариваться и встраиваться в новые условия, а не настаивать на том, чтобы кто-то под тебя подстраивался. Хотя относительно вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию замечания германской стороны вполне логичны. Каждый должен вступать в эту организацию отдельно, а не группой, как это предполагалось ранее. Это противоречит и принципам ВТО, и интересам уже вступивших в нее государств.
- Вы, как эксперт по России и Центральной Азии, не раз высказывались относительно благоприятного будущего Таможенного союза. Не изменилось ли Ваше мнение после этой поездки в Россию, Китай и Казахстан?
- Нет, напротив. Я еще больше укрепился во мнении, что ТС необходим странам вашего региона. Во-первых, это веление времени. Сегодня, когда ситуация стала после распада СССР не только не проще, а гораздо опаснее, нужно интегрироваться как можно теснее. Это касается всех стран, которые надеются занять хоть какое-то достойное место в мире. Во-вторых, ТС - это все-таки промежуточная стадия интеграциии. Не случайно недавно на встрече Медведева и Назарбаева уже шла речь о создании валютного союза. Это естественное продолжение интеграционного процесса. В дальнейшем будет общая валюта и так далее. И, наконец, в третьих - все, кто сегодня не желает вступать в ТС, а это Узбекистан и Туркменистан, - в него неизбежно попросятся. Вот увидите.
- А как к этому относятся на Западе?
- Вы знаете, я бы не хотел быть излишне категоричным, но у стран региона альтернативы просто нет: либо Китай, либо Россия. Либо создавать что-то интеграционное самим, что у них не очень хорошо получается. Европа и Америка интересуются этим регионом исключительно как транзитным и ресурсным, не более того, как это ни прозвучит для кого-то обидно, и поэтому ни европейцы, ни американцы сюда всерьез не пойдут никогда. Делать здесь бизнес - это одно. А вот связывать свою судьбу крепко и надолго - совсем другое.
300 миллионов евро, которые потеряли немецкие банки в Казахстане... Кто будет решать этот вопрос и компенсировать эти потери? До сих пор об этом никто речи серьезно, если честно говорить, не вел. Все как-то “сваливалось” на мировой кризис. Но кризис кризисом, а обязательства обязательствами. И это тоже одна из причин, которая заставляла германский бизнес торопить канцлера с визитом. А во время встречи с президентом Назарбаевым госпожа Меркель открыто и довольно настойчиво этот вопрос подняла. И стороны, как считают в Германии, наметили хотя бы намерения обсуждать и реально решать эту проблему |