Ярослава Науменко
Астана у командированного из Алматы порой вызывает “культурный шок”. Не будем про “классику жанра” - северное лето, которое, как заметил Пушкин, по сути “карикатура южных зим”, - а вот некоторые другие моменты интересно рассмотреть поближе...
Например, астанинские автобусы. Это действительно чудо, особенно на фоне грязных алматинских колымаг, которые почему-то называются общественным транспортом. “Ну это еще не самые новые автобусы”, - утверждали друзья, пока я рассматривала ухоженный салон и чистые сиденья.
Однако удивительно даже не это, а то, что все водители автобусов были одеты в белые рубашки, да еще и при галстуках оказывались. И кондукторы им под стать: белый верх, черный низ... Все как на подбор вежливые. Ведь можем, когда захотим! Тысяча двести километров - и такой разительный контраст. Особенно после наших крикливых, развязных водителей в шлепках на босу ногу и кондукторов в шортах.
Второй момент, который удивил в Астане, - это переход возле открытого с помпой мола “Бес Шатыр”, точнее, отсутствие оного. Все сорок минут, пока я ждала неподалеку друзей, “матюгальник” сотрудника дорожной полиции не замолкал ни на минуту. Праздная публика никак не хотела идти через пешеходный переход, расположенный в стороне от “Хан Шатыра”, а желала пробежать напрямую, под колесами у летящих авто.
“Мужик, я тебе говорю, да. Куда пошел?” - горячился к концу дня полицейский, теряя последнее терпение. Кто-то его слушал и понуро шел к зебре, а кто-то кидался перебегать дорогу, рискуя жизнью и создавая аварийную ситуацию на дороге.
А всего-то нужно было заранее предусмотреть подземный переход, раз уж людям удобнее сразу переходить на другую сторону. И эту будущую ситуацию нужно было предвидеть. В общем, вышло как в случае с Домом министерств - огромное здание отгрохали, а паркинги не предусмотрели...
Еще одним запомнившимся штрихом астанинской жизни стала толчея на Байтереке. Народ кидался в лифты, которые поднимают на верхнюю площадку, как на вражескую амбразуру - толкаясь, молча сопя и наступая друг другу на ноги. Культурных улыбчивых иностранцев с круглыми от удивления глазами поток выносил и заносил без их на то воли. Местные работали локтями более уверенно и пробирались куда им нужно.
Наверное, для гостей столицы, особенно из далеких деревень, нужно разработать “Памятку посещающему Байтерек”, где большими буквами прописать правила поведения в общественном месте подобного уровня.
Наконец, рассмешили и цены в некоторых столичных бутиках (так и хочется написать “столичных” с большой буквы - такой важный вид у вчера еще безработных девушек-продавцов). Как вам клетчатая юбочка непонятной марки за 800 тысяч тенге и скромное платье за 500? Извечный алматинский синдром “переоценки” преодолел тысячу километров и добрался до Астаны. Добро пожаловать в столицу! |