|
Светлана Фельде из Германии
Ну один сплошной стресс...
Минувший июнь был достаточно бурным на разного рода события в Германии. Оставим в стороне страдания бюргеров по поводу футбола. Поговорим о других событиях.
Например, классовая солидарность немецких трудящихся дала трещину. Оппозиция и профсоюзы резко критикуют одобренную правительством ФРГ радикальную программу санации государственного бюджета. Массовых уличных протестов, однако, в Германии нет. Все понимают, что экономить надо.
Зато на улицах в последнее время можно наблюдать в основном представителей молодого поколения, которые требуют - правда, непонятно от кого - возвращения обожаемой немецкой марки. Между тем канцлер Германии Ангела Меркель заявила в начале мая 2010 года в Ахене на церемонии вручения премии имени Карла Великого премьер-министру Польши Дональду Туску, что если рухнет евро - рухнет Европа. И, судя по всему, это высказывание так понравилось ей самой, что она решила повторить его и несколькими днями позже во время дебатов в бундестаге - парламенте ФРГ. Именно эту цитату, которую можно перевести и как “если евро потерпит крах, то крах потерпит Европа”, растиражировали СМИ в Германии и за ее пределами.
В контексте этого новая информация демографов Кельнского университета о том, что каждая четвертая девочка, рожденная в Германии в 2010 году, сможет прожить еще и 10 лет в XXII веке, радует мало. Ибо наряду с этой хорошей новостью ученые сообщили о необходимости увеличения отчислений в пенсионные фонды и удорожании медицинских страховок. Ни для кого не секрет, что в ближайшие десятилетия страна столкнется с проблемой старения населения. К 2050 году число престарелых, нуждающихся в дополнительном уходе на дому и сиделках, может вырасти на 50 процентов до 4,5 миллиона человек.
Так что тут уж задумаешься - радоваться или как? Ибо оплачивать дополнительные страховки среднему немцу почти не с чего, да и в сиделки некого будет искать, ибо молодежи лет через тридцать-пятьдесят в Германии будет раз, два, да и все на этом.
Кстати, с радостью в последнее время в Германии вообще как-то туговато. Все чаще немецкая пресса пишет о том, что в массе своей наемные работники Германии пребывают в хроническом психологическом и физическом стрессе.
Нагрузки растут, требования - тоже, вместе с ними растет и страх оказаться на улице, и страх не свести концы с концами при наличии постоянного роста цен на продукты питания, коммунальные услуги и квартплату.
На многих предприятиях уже решен или решается вопрос о том, что в конце этого года в канун Рождества не стоит ожидать привычной и долгожданной рождественской премии, составляющей как правило около сорока процентов от зарплаты, вычеркнуты и так называемые отпускные. Увеличивается - медленно, но верно - рабочая неделя. Во многих больницах, например, еще пару месяцев назад она составляла 41 час при стопроцентной загруженности. Ныне - уже сорок два. При прежних доходах, разумеется. Кому не нравится - вот порог. Безработных полно.
Все это, считают психологи и социологи, не может не сказываться на психологическом здоровье индивидуума. Неуверенность в завтрашнем дне, давление со стороны начальства, оставляющая желать лучшего финансовая ситуация приводят к тому, что число выходов на больничный в Германии в последний год резко увеличилось. Шесть миллиардов в год - такова цена этих больничных для немецкой экономики. Сюда, естественно, не вошли три миллиарда евро, потраченные больничными кассами на лечение пациентов от депрессии и нервных срывов. И не вошли три с лишним миллиарда евро на выплату так называемых различных неустоек, связанных с невозможностью выполнить подписанные договора. А как их выполнить, если, например, один владелец строительной фирмы так загонял своих сотрудников, что пятеро из семи в один день попали в больницу с диагнозом “физическое стопроцентное переутомление”. Люди работали на стройке с шести утра до девяти вечера при зарплате в тысячу четыреста евро. У всех - семьи, дети. При таком финансовом раскладе не удивляет, что многие немцы теряют желание горбиться за гроши на чужого дядю, делают все для того, чтобы спокойно сидеть дома и получать пособие.
На сегодняшний день в Германии более трех миллионов безработных. Понятно, что говорить о достойном образе жизни при получении социального пособия не приходится. Что значит оказаться в ФРГ за чертой бедности? К этой категории причисляют холостых жителей Германии, ежемесячный доход которых не превышает 764 евро, и бездетные пары с доходом не более 1376 евро. Так вот, холостой получатель такого пособия может рассчитывать всего на 700 евро в месяц. После того как он оплатит жилье и коммунальные услуги, на питание, образование и прочие расходы у него остается не более 250 евро.
В Основном Законе ФРГ говорится, что государство заинтересовано в установлении в Германии “равноценных условий жизни”. Однако реальность зачастую свидетельствует об обратном. О равноценности говорить не приходится. Именно поэтому в связи с вопросами налогообложения в стране среди населения накапливается отрицательное и уже практически критическое настроение. Судите сами: при зарплате брутто, то есть без вычетов - в две тысячи сто евро и при наличии, скажем, второго класса налогообложения, который считается наиболее щадящим, медсестра больницы, работающая сорок два часа в неделю, трудится полгода исключительно на государство и на безработных. Ибо чистыми ее зарплата составляет примерно тысячу триста евро. Ежемесячный налог - более 800 евро. И только с июня, говоря образно, эта медсестра начинает работать на себя.
Так что, какое уж тут равноправие! Один сплошной стресс и недовольство.
Впрочем, все равно на дворе лето. И все равно время отпусков. И все равно немцы отдыхают. Вот о том, как это можно делать в Германии, даже никуда не выезжая за пределы страны, я и расскажу вам в следующий раз. |