Алан Байтенов из Алматы
Нехватка летных кадров - главная сдерживающая сила развития отечественных авиакомпаний и отрасли гражданской авиации. Поэтому отсутствие в Казахстане государственных центров подготовки пилотов, что соответствовали бы всем международным стандартам, - проблема государственного масштаба. Об этом не раз говорили и с высоких трибун. Между тем вывести эту область из крутого пике можно, но пока что благодаря только частному капиталу
Время идет, а вместе с ним изменяются стандарты (в первую очередь обеспечения безопасности полетов) и меняются воздушные суда, становясь с каждым годом все совершеннее и сложнее. И для того чтобы соответствовать, крупные отечественные авиаперевозчики обращаются к зарубежным пилотам. Это вынужденные меры, так как отечественных кадров, что соответствовали бы всем международным стандартам, банально не хватает. В то же время, считают эксперты этой области, привлечение зарубежных пилотов - временная необходимость. Постепенно отечественные авиакомпании смогут перейти на новый уровень, когда каждый пилот, сертифицированный в соответствии со всеми необходимыми международными стандартами, будет гражданином Казахстана.
То, что некоторым отечественным авиаперевозчикам не раз запрещали показываться на территории воздушного пространства Европы, давно уже не тайна. Последний раз дошло до абсурда - разрешение получила только одна авиакомпания - “Эйр Астана”. Помогло серьезное отношение к обеспечению безопасности полетов. Между тем проверяющими органами оценивалось не только состояние летного парка, но и профессиональные качества пилотов. В этом большинство наших тоже подкачали.
Вот здесь хочется обратиться к 90-м и вспомнить развал некогда мощной базы гражданской авиации. Многие профессионалы тогда остались не у дел - одни сменили профессию, а другие изменили страну проживания, устроившись в зарубежные авиакомпании. Тем самым сектор авиаперевозок вдруг оказался крайне непривлекательным. Но когда опомнились, было слишком поздно - согласитесь, даже технику приобрести не так сложно, как привлечь профессионального пилота. Поэтому летали и летают те, кто остался. Отсюда и всевозможные запреты со стороны европейских проверяющих организаций.
Но кроме запретов нехватка квалифицированных кадров - это еще и основная причина задержки развития гражданской авиации в Казахстане. По крайне мере, так считает президент авиакомпании “Эйр Астана” Питер Фостер. Отчего было принято решение начать подготовку пилотов своими силами. Тем самым коммерческий интерес пересекся с делом государственной важности. И вот на этой неделе первые 8 казахстанских пилотов завершили свое обучение по специальной программе Ab-inito, которая стартовала еще в 2008 году.
Все 8 пилотов по окончании основного курса в Колледже подготовки пилотов в США в Мельбурне получили лицензии коммерческих пилотов. Однако для того, чтобы стать полноценными пилотами компании “Эйр Астана”, им необходимо было пройти курс взаимодействия членов экипажа и пилотирования самолетов типа “Эйрбас А320”. Этот этап обучения проходил в Ирландии. Завершали же свое обучение будущие пилоты в Нидерландах. В то же время существует и вторая группа кадетов, которая сегодня проходит завершающие тренинги. К сведению: сумма инвестиций в первоначальное обучение пилотов составила примерно 220 000 долларов США.
“Кроме того, сегодня идут переговоры по созданию специальной летной школы на территории Казахстана. И не исключено, что в будущем все отечественные авиаперевозчики смогут воспользоваться ее услугами. Конечно же, на коммерческой основе. “Если же эти планы претворятся в жизнь, то будет рассмотрен вопрос подготовки пилотов сторонних компаний. В этом отношении хотелось бы упомянуть, что обучение сегодня проводится исключительно за счет компании “Эйр Астана”, - комментирует Питер Фостер. |