|
Сергей Апарин
(Окончание. Начало в № 25)
Еще более интересное расслоение по интересам встретило нас в отеле Олюденизе. Из 19 бассейнов здесь два - только для взрослых, куда детям до 17 лет, а также людям с мобильниками и фотокамерами вход категорически запрещен. Рядом есть парк для нудистов. Также есть специализированный “спокойный” пляж, расположившийся прямо между сосновых деревьев, куда детям и шумным компаниям также вход не рекомендован.
Здесь работает более привычная нам анимация, но в очень многочисленном составе - большой теннис (19 кортов), боулинг, бильярд, пляжный волейбол, скалолазание, стрельба из лука, каяки и проч. и проч. Больше всего радует здесь даже не обилие различных спортивных развлечений, а качество спортинвентаря. Как правило, в отелях встречаешься с раздолбанными и уже отслужившими свое агрегатами как в спортзале, так и на пляже. Здесь же стреляешь из новых американских луков, на пляже профессиональные спортивные сетки для волейбола, да и сам уровень инструкторов и анимации оставляет очень приятное впечатление.
Принципиально нет привычных нам браслетиков, по которым владельцы магазинов грамотно вычисляют, за сколько впарить ту или иную вещь. Зона отдыха защищена забором высоким и глухим. Посторонних здесь не бывает, над чем работает система охраны из бывших военных разведчиков и полицейских.
Как заслуженного отца меня больше радует отношение к детям. Из пяти главных ресторанов два - специализированных детских. Плюс 7 ресторанов а-ля-карт с детскими столиками и стульчиками и детским же меню. Детский городок с горками, водными пушками, судами для ведения морских боев, водопадами, пещерами, островом сокровищ, пиратским лесом, лианами и тарзанками занимает больше 22 тысяч квадратных метров.
Есть несколько разновозрастных детских клубов, куда принимают туристов с 6 месяцев от роду. Дети могут резвиться с утра до вечера без родителей, няни и вожатые звонят на телефон в случае необходимости. Или же родители сами интересуются по телефону, что происходит с детьми.
Сам отель, а вернее несколько разнотипных городков спроектированы тем же архитектором, что и анталийский отель. Зовут его Тунджай Чабдар - личность довольно известная в Турции, хотя иногда преподносящая туристам любопытные сюрпризы. К примеру, мой номер был явно спроектирован под влиянием кэрролловской “Алисы в зазеркалье”: обилие разных отражающих поверхностей, зеркальных коридоров и призм вызывает уважение. Пол в форме шахматной доски - тоже неплохая задумка. Но когда я без очков выходил из душевой, ко мне навстречу постоянно ломился голый мужик. Привыкнуть к тому, что это мое отражение, удалось не сразу.
Каждый из городков на территории отеля имеет свою стилистику, прелесть и особенность. В романском городе приходится гораздо больше бегать по внешним лесенкам, ступенькам, подвесным мостикам. В византийском, прилепленном к скале, жизнь более спокойная и степенная. В комплексе резиденции стиль более современный. Весь ансамбль представляет собой архитектурное строение, которое сочетает в себе элементы таманского, сельджукского, греческого стилей, которые вплетаются в современный турецкий интерьер. Сосновые леса, ухоженные сады. Как говорят наши уважаемые сатирики, куда ни смотри - все равно приятно.
Почему-то в турецких отелях даже самой скромной звездности мы не встречаем бомжей, одетых в рваный камуфляж и называющих себя секьюрити. Не вываливаются навстречу туристу, заплатившему серьезные деньги, бабаешки с закисшими глазами (по-нашему, сотрудники рецепшн), не вздрагиваем от вида людей, убирающих номера. Как-то можно, значит, все это так организовать, чтобы хотя бы визуально не страшно было бродить по нашим отелям.
В связи с огромной территорией курсируют внутренние автобусы в форме дельфинов. Если не лениться и ходить завтракать, обедать и ужинать в разные рестораны, где аутентичная кухня, то питание здесь не надоест никогда.
Но опять же не только о хлебе насущном, а о грамотном и продуманном расположении всего и вся. Пляжный волейбол, баскетбольная площадка, скалолазание, танцевальная аэробика и батут организуют вокруг себя клубы болельщиков.
Парапланеристы из гостей отеля, приземляющиеся прямо на пляж, являются одновременно бесплатными шоу-мэнами и тоже разнообразят подсолнечное лежание. Лазерные шоу, караоке-бары, анимационные программы с участием известных коллективов из Турции, Монголии, Молдовы, Украины не дадут скучать вечером, если остались силы.
И опять же все это происходит на территории заповедника, где правительственные службы очень внимательно следят, чтобы природе не был нанесен какой-либо урон. Правда, часть отдыхающих пеняет на удаленность комплексов друг от друга, хотя надо бы радоваться - меньше потолстеешь, здоровее будешь, гуляя вдоль побережья.
По словам Александры Чернышовой, главного маркетолога LykiaGroup, в этом году они ожидают гораздо большего количества туристов из Казахстана. Это потому что анталийский отель прошел двухгодичную обкатку, во время которой были решены все текущие вопросы и его смело можно рекомендовать взыскательным туристам, а в Даламан, что в 15 минутах езды от отеля в Олюденизе, запустили авиарейс из Алматы и Астаны.
В качестве инструкторов и сотрудников ресепшн здесь работают студенты из туристических вузов Турции, Кыргызстана, Украины, Молдовы, России. Почему там нет студентов из Казахстана, объяснить сложно. Была б моя воля - я бы наших топ-менеджеров от туризма отправлял на практику в такие места, где умеют обращаться с гостями. Ведь на самом деле эта кажущаяся легкость, веселость и беззаботность бизнеса достигается титаническим трудом. Как добиться, чтобы каждому из двух тысяч отдыхающих было и ежедневно, и ежечасно хорошо? Чтоб он не маялся бездельем, не страдал от голода или обжорства, не обгорел на солнце, не растянул ногу, не напился, наконец, до невменяемости, не затеял драку.
Мощная система логистики по питанию, уборке номеров, чистке бассейнов и территории. В анталийском отеле только комнатного пространства 30 тысяч квадратных метров! И система эта не просто должна быть, а работать как часы - без сбоев и зависов. Вот чему учиться, учиться и учиться. В первую очередь - не в кошелек заглядывать туристу, а понять - чего он хочет и что нужно сделать, чтобы на следующий сезон он привез с собой друзей. Это и есть самая главная наука, которую в первую очередь надо понять нашим разработчикам туристического кластера. (Для справки: отель в Олюденизе полностью расплатился со всеми кредитами и вышел на прибыль на пятый год своего существования.)
фото автора |