|
Сергей Апарин
В аэропорту Антальи, где масштаб системы виден особо выпукло, каждый раз задаешь себе два странных вопроса.
Первый: как у таможенников не едет крыша? Ведь получают они самолеты бледных и суровых туристов, а выпускают - загорелых и расслабленных, довольных и упитанных. Как они определяют, тот ли это человек, если он никоим местом не похож на свое унылое изображение в паспорте?
И второй: почему при всем богатстве выбора и сам ты, и твои знакомые возвращаются сюда вновь и вновь, хотя местность уже не сулит никаких новых открытий? Все исследовано и не один раз
На этот раз журналистское любопытство не позволило фригидно нежиться на солнышке с книжкой или исследовать круглосуточную систему “все включено” до полной шарообразности. Хотелось знать, почему именно Турция стала туристическим раем для людей со всего земного шара. Тем более что туризму как национальной отрасли здесь не больше 20 лет.
Поэтому не случайно в поле зрения попала сеть отелей LykiaGroup. Это зачинатели туристического бизнеса здесь и самая известная сегодня сеть по организации отдыха для простых смертных.
Отели LykiaWorld интересны именно тем, что являются крупными фабриками по производству довольного туриста. В них одновременно отдыхают от 1000 до 2000 человек.
По подсчетам, около 40 процентов гостей приезжают на следующий год в этот же отель.
И тут обязательно возникает вопрос: чем берут туриста при общих равных возможностях? Море одно, солнце одно, звездность одна. Почему одни отели турист обойдет следующий раз стороной, а в другие будет возвращаться вновь и вновь, втягивая друзей и становясь бесплатным пиарщиком. Вопрос, собственно, больше адресован нашим управленцам, не слишком успешно пока делающим из Казахстана туристический центр Средней Азии.
Раз отдохнувший на капчагайской базе турист обычно ищет другую базу или вовсе закрывает проект под названием “казахстанское море”. Тот же эффект с курортами на Боровом, на Каспии и пр. Если и возвращается наш турист на старое место, то больше от безысходности, выбор-то невелик. И отношение к нему одно: раз уж приехал, обратно не повернет. Значит, надо крутить его по полной. Вернется все равно вряд ли.
Вот на такого одноразового гостя и рассчитана главным образом туристическая система Казахстана. Впрочем, как и России, Украины, Кыргызстана и других братьев по СССР. Поэтому возвращение туриста в уже знакомый пансионат обусловлено, как правило, уникальными природными красотами места. Подчеркну, уникальными, ради которых готов терпеть и дикую дороговизну, и неудобства, и унижения, и опасности.
Такое, кто спорит, бывает сплошь и рядом и в Турции. Курортов-однодневок или просто неумех хватает и здесь. К счастью, живут они в эпоху развитого сарафанного Интернета недолго. Обычно хватает двух-трех сезонов, чтобы разорился дрянной отель у моря и там поменяли менеджмент.
Вот краеугольный камень туристического бизнеса - менеджер, при котором турист должен почувствовать себя не просто человеком первого сорта, а фетишем, на который молится весь персонал во главе с хозяином отеля. И фетиш этот - не какой-нибудь обобщенный турист, а ТЫ. Без сомнений. На период отпуска человек должен увидеть, как мир вращается вокруг него.
В период кризиса, когда туриста стало меньше, борьба за него в странах с линейной экономикой обострилась. Поэтому “элитные” прибавки к сервису стали обычными, нужно придумывать новые и новые заманухи, которых нет у конкурентов. Но которые будут востребованы.
Нам удалось побывать в двух отелях сети LykiaWorld. В Анталье и в Олюденизе.
Оба созданы одним архитектором, но отличаются друг от друга кардинально. Первый - анталийский, выстроен в стиле приморского города, где домики сливаются друг с другом, образуя монолитный ансамбль, в котором гостю без карты легко заблудиться. Город окружают мелкие пригородные поселки, живописно раскиданные по зеленым холмам и побережью. Город режет надвое небольшая река. Она не только несет прохладу под навесы кафешек и площадок с диванчиками для отдыха, но и делит город на две половины: активную - с дискотеками, караоке-баром, спортивными площадками, аквапарком, и спокойную - с такими же бассейнами, саунами, кафе, массажем, йогой, но в совсем другом, неспешном ритме. Громкие разговоры здесь не приветствуются, пьяных споров не услышишь. Музыка - приглушенная.
Аниматоры не галдят, за руки не хватают, не подзадоривают. Дети - на активной половине с нянечками или вожатыми - не отвлекают. Можно спать под шум прибоя, можно топлес загорать, можно асаны принимать из тантрайоги. Никто не засмеет, никого не смутишь. Люди вокруг серьезные, солидные, можно сказать, как бы странно это ни звучало по отношению к туристам в купальниках и без оных.
Есть и специфические изыски: бассейн из тикового дерева, купание в котором (местная легенда) омолаживает надежнее всякого ботекса, висячие сады, солярий, полдюжины разнонаправленных бань и саун. Все бесплатно.
Ну и, соответственно, собственный пляж протяженностью два с половиной километра. Нужно отметить, что отели LykiaWorld находятся в заповедной зоне, что делает их работу гораздо более сложной. По словам владельца отелей, за все время строительства не вырублено ни одного дерева, все строения, коммуникации, подземные и наземные системы встраивались в уже существующий природный ландшафт. Единственное, в LykiaWorld Antalya на песках создали поле для гольфа на 18 лунок. Оно уже через год работы вошло в список лучших гольф-полей Европы, заняв 62-е место.
Поэтому отель не пустует и в межсезонье. А зимой сюда приезжают любители гольфа со всего света - дешево и тепло. Просторно, вместе с гольф-полями территория отеля - миллион квадратных метров. Помимо туристов и персонала здесь работают и научные специалисты. Во время нашего визита краснокнижные черепахи “каретта-каретта” откладывали яйца прямо на отельном пляже. А зоологи накрывали кладки сетчатыми колпаками, чтобы никто из туристов их случайно не раздавил.
Особого внимания заслуживают номера. Помимо размера в обычную однокомнатную квартиру - 35 квадратов (одноместный стандарт), сама компоновка номера вызывает уважение удобством и стильностью. Сдвижная стена позволяет из ванны любоваться не только телевизором, но и морем, пляжем, дискотекой. Разумеется, самого гостя не видно за зеркальным стеклом.
Одно из главных преимуществ этой сети отелей, на мой взгляд, возможность привозить с собой двух детей до 14 лет бесплатно.
Все довольно интересно и с отдыхом от пляжей и ресторанов. Анимации в привычном нам виде здесь нет. Никто не кричит: “Все идем в бассейн, на аквааэробику, водное поло!” Разве только детские вожатые позволяют себе такую, по здешним меркам, нетактичность. Принципы другие - от обратного. Турист подходит к координатору и сообщает: “Я во время отдыха хочу заниматься тем-то и тем-то. Обеспечьте”. Затем вместе разрабатывают оптимальный график тренировок с инструкторами. Иначе говоря, персонал подстраивается под вас, а не вы под него.
Тут необходимо пояснение: это не какие-то особые “семизвездочные” отели для избранных. Классность отеля LykiaWorld Antalya - 5*, LykiaWorld Oludeniz - 4*. Ничего сверхъестественного - обычные отели с грамотным управлением.
И удобство, и “элитность” достигаются не за счет дурных денег, а умелым менеджментом, просчетом, логистикой. Как и везде, кадры решают все. Пока что самые частые гости здесь - прижимистые скандинавы. Постсоветское пространство представлено скромными 18 процентами. Заметим, педантичность подсчета - отельными служащими.
(Продолжение следует.) |