Ботагоз Омар из Астаны
Чтобы не допустить в ближайшие два года резкого падения темпов жилищного строительства, власти страны предоставляют специальные налоговые преференции для застройщиков и всячески поощряют новую модель долевого участия в строительстве. Пока на призывы чиновников откликнулись только два региона
Споткнувшись о продажи “воздушных” квартир и высокие процентные ставки банков второго уровня по ипотеке, правительство в очередной раз намерено вернуть добрую репутацию долевому строительству. Новый закон принят, но он еще не заработал. Как сообщил недавно в ходе инвестиционного форума в Астане на секции строительства директор департамента жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства профильного агентства Василий Маслов, с момента принятия закона на сегодняшний день “всего около 90 лицензий выдано, но к строительству еще ни один (застройщик. - “НП”) не приступил. Отсутствие платежеспособного спроса сдерживает желание частного инвестора вкладывать деньги в строительство жилья”.
В результате запуска пилотных проектов, в рамках которых будет участвовать Жилстройсбербанк (100-процентный пакет акций принадлежит государству), в течение 3-4 лет строительное ведомство надеется на прирост жилья на полмиллиона квадратных метров. Цифра, конечно, не столь весомая, если сравнить, что даже в последнее кризисное время в Казахстане ежегодно вводится не менее 6,2 миллиона квадратных метров жилья.
Тем не менее, государство намерено возродить интерес к сектору долевого строительства, но уже с минимальными потерями для самих покупателей. Как мы уже писали ранее, теперь граждане будут вносить деньги не самим застройщикам, а на депозиты банков второго уровня (пока эту роль на себя берет ЖССБ). Далее строительная компания получит их только после ввода жилых комплексов в эксплуатацию.
Пока в рамках пилота по сформированному пулу вкладчиков ориентировочно стоимость возводимого жилья в Алматы составит 142 500 тенге за квадратный метр, в Астане и Актау - в пределах 112 500 тенге, в остальных регионах квадрат обойдется в 90 тысяч. “Это ориентировочная цена, окончательную цену строительства поставит ПСД и государственная экспертиза этой документации, - подчеркнул представитель строительного ведомства. - Она может быть несколько больше и меньше этой цены. Если она будет превышать указанную цену, то, естественно, по второму кругу придется ЖССБ формировать пул вкладчиков”. Пока желание участвовать в данной схеме своими средствами либо заемными выразили частные застройщики Кызылординской и Костанайской областей.
Всего с 2010 по 2013 год из республиканского бюджета для кредитования застройщиков, которые проявят интерес к этому сектору, будет выделено 55,5 миллиарда тенге. Акиматы уже готовы для этих целей бесплатно выделить земельные участки с подведенными коммуникациями. Об этом заявили все местные исполнительные органы за исключением Северо-Казахстанской области.
Почти 60 процентов жилого сегмента у нас занимают индивидуальные застройщики. Здесь ситуация несколько улучшилась, считают в Агентстве по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. “На сегодняшний день из миллиона граждан, подавших заявление на получение земельного участка для строительства своего жилья, выделено 300 тысяч участков, - сообщил Василий Маслов. - Из них 148 тысяч полностью обеспечены инженерно-коммуникационной инфраструктурой, всеми инженерными сетями и подъездными путями. Однако они не осваиваются. Но сейчас могу сообщить - уже по итогам полугодия прослеживается четкая динамика прироста ИЖС”.
И если пока инвесторы не спешат осваивать жилищный сектор столичной недвижимости, то сегмент торговой недвижимости, по мнению экспертов, на сегодня перенасыщен. По словам генерального директора одной из частных компаний Сергея Апенко, “в Астане на тысячу жителей приходится 430 квадратных метров торговых площадей современного формата. В Москве, к примеру, такой же показатель составляет 300 квадратных метров на одну тысячу жителей”.
В этой связи предприниматель призывает своих коллег, интересующихся данным рынком, не просто строить красивые торговые центры, а думать о развитии прилегающих территорий, прокладывая транспортные развязки к уже имеющимся и стремясь отвечать всем требованиям клиентов. |