|
Фарида Галиева
Этот год отмечен в Казахстане принятием целого пакета важных законодательных актов, касающихся вопросов страхования населения. Чем это вызвано? Экономика выходит из кризиса, и у людей появились средства для того, чтобы обезопасить свое будущее путем страхования? Об этом читателям “НП” рассказывает заместитель председателя правления крупной страховой компании Владимир Акентьев
- Как можно определить сегодняшнее состояние страхового рынка в Казахстане? Развит ли он, популярен у населения, каков его общий уровень?
- Есть международный критерий, по которому этот уровень отслеживается: по количеству страховых премий на душу населения или объему страховых премий к внутреннему валовому продукту страны. Так вот, в прошлом году страховые премии на душу населения у нас составили 7171,5 тенге. Этот показатель намного ниже, чем, к примеру, в странах Восточной Европы, где он равен в среднем 299 долларам США. Совокупные страховые премии к ВВП составили 0,65 процента.
- Как повлияли на это состояние последние изменения и инициативы в страховом законодательстве Казахстана?
- В начале года вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного и взаимного страхования, налогообложения”. Прежде всего расширены права страхователей, потерпевших, и, что немаловажно, полномочия страхового омбудсмена. Теперь как страхователь, так и потерпевший вправе обратиться к страховому омбудсмену для урегулирования различных вопросов. Это особенно важно в посткризисный период, когда страхование должно играть более значимую роль и являться не только частью финансового механизма, но и социальной среды, затрагивающей самые насущные интересы граждан, способствовать защите их материального благосостояния.
- Повлиял ли так называемый финансовый кризис на состояние страхования и на контингент страховщиков?
- Конечно, страховые компании, как полноценные участники финансового рынка, тоже подвержены кризису. Значительно снизились объемы страховых премий по страхованию имущества, АвтоКАСКО. Но все же по сравнению с банками и пенсионными фондами мировой кризис меньше всего отразился на страховании в силу ряда причин.
- Есть мнение, что уровень и масштабы мошенничества в страховании в Казахстане заметно уступают, например, российским. Но в недалеком будущем эта ситуация, по мнению знатоков, может измениться. Так ли это? И если так, то почему?
- Это вопрос спорный, поскольку, к сожалению, по нему никакой статистики не ведется. Если говорить о России, то там организованные группировки страховых мошенников действуют в основном в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. А в Казахстане очень трудно оценить масштаб страхового мошенничества, потому что не на что опираться. Ситуация может измениться, если страховые компании введут превентивные меры.
Например, недавно была озвучена одна из наших инициатив по взаимодействию с Управлением дорожной полиции и единой базой страховых данных. Собственно говоря, создание этой базы - один из самых главных рычагов борьбы с мошенничеством. Например, произошло множественное страхование, то есть человек застраховался сразу в нескольких компаниях, соответственно, существует возможность получить и страховую выплату у каждого страховщика. Не имея информации от других компаний такой случай доказать практически невозможно. А если подобная информация будет вноситься в базу данных, то страховщики будут заранее вооружены против мошенников, которые идут на шаг впереди, а мы работаем постфактум.
Совсем избавиться от мошенничества, наверное, невозможно, пример тому опыт западных компаний, которые работают на страховом рынке по 200 лет, и для них эта проблема по-прежнему остается актуальной. Надеюсь, ситуация изменится, и в лучшую сторону, поскольку казахстанский страховой рынок в законодательном плане шагает намного впереди других стран СНГ. Наше страховое законодательство отвечает всем стандартам Европейского союза, и многие инновации впервые вводятся именно у нас. В Казахстане впервые создан институт страхового омбудсмена. Например, в России обязательное страхование ГПО автовладельцев было введено на 6 лет позже, чем у нас. И по единой базе у них ведутся дебаты лет десять. У нас база уже есть, пусть она еще несовершенна, но создана и работает. Думаю, что к концу года в работу базы будут внесены изменения, которые позволят улучшить взаимодействие между страховыми компаниями.
- Какие законодательные или нормативные документы находятся сейчас в работе, на утверждении или инициируются участниками страхового рынка?
- В середине мая этого года депутатами мажилиса был одобрен в первом чтении проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования”. Изменения затронут Закон “О страховой деятельности”, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Налоговый кодекс. Значительный блок изменений коснется лиц, осуществляющих посредническую деятельность страхового агента, а также систему их учета и обучения.
С 1 января 2012 года планируется ввести запрет на прием страховыми агентами наличных средств, полученных от страхователя в уплату страховой премии. К страховым агентам будут устанавливаться квалификационные требования, также будут уточнены права и обязанности страхового агента, установлена административная ответственность за правонарушения, совершенные ими. Кроме этого, в законопроекте предусмотрена поправка о нераспространении специального налогового режима на посредническую деятельность страхового агента и страхового брокера. |