Владимир Марков
На этой неделе разразился авиационный скандал. “Чешские авиалинии” обвинили национального авиаперевозчика “Эйр Астану” в том, что она ставит препоны открытию регулярного прямого рейса между столицами двух государств - Прагой и Астаной. Чехия намерена информировать об этом компетентные органы Евросоюза. Между тем казахстанская авиакомпания считает, что обвинения в ее адрес беспочвенны
Еще в 2005 году чешская сторона проявила большой интерес к открытию авиасообщения между Чехией и Казахстаном. В 2008 году был открыт прямой рейс из Алматы в Прагу. В этом году “Чешские авиалинии” объявили о том, что со 2 июня начнут осуществлять полеты в одностороннем порядке Прага - Астана - Прага, а также озвучили намерение увеличить частоту рейсов по маршруту Прага - Алматы - Прага. Не дожидаясь на это разрешения от авиационных властей Казахстана, авиакомпания начала официальную рекламную кампанию нового рейса и продажу авиабилетов.
Свои действия “Чешские авиалинии” объяснили тем, что, согласно мировой практике, маркетинговая программа должна быть представлена за несколько месяцев до планируемого запуска, а продажа авиабилетов осуществляться под ограничением subject to governemental approval (при условии правительственного одобрения). Однако его-то чешские авиаторы и не получили.
Дело в том, что, несмотря на эффективное экономическое, политическое и культурное сотрудничество между двумя странами, на данный момент не заключено двухстороннее межправительственное соглашение о воздушном сообщении, которое бы обозначило четкие юридические правила в этой сфере. Единственным документом, регламентирующим воздушное сообщение между Казахстаном и Чехией, является Меморандум о взаимопонимании, заключенный между авиационными властями двух государств 26 сентября 2002 года.
Документ предусматривает согласование количества частот и провозных емкостей на договорных маршрутах между назначенными авиаперевозчиками на паритетных и взаимовыгодных условиях. При этом не должны ущемляться права ни одной из сторон. Таким образом, если зарубежный авиаперевозчик захочет “прийти” в Казахстан, то Комитет гражданской авиации должен внимательно проанализировать, насколько его появление отразится на деятельности национального перевозчика. Естественно, сам перевозчик не должен оставаться в стороне и потерять долю рынка.
Чешская сторона по-своему трактует Меморандум о взаимопонимании и считает, что “данный документ не обязывает авиаперевозчиков Чехии заключать коммерческое соглашение с нацавиаперевозчиком Казахстана, а тем более ставить такое соглашение условием выдачи разрешения на осуществление нового рейса”. Хотя совсем недавно глава Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана и вице-министр транспорта Чехии подписали межведомственный протокол, в котором рекомендовали “Чешским авиалиниям” и “Эйр Астане” заключить необходимое соглашение до 1 июня текущего года.
Более того, по мнению чешской стороны, это “не имеет смысла”, поскольку в прошлом году Комиссией по безопасности полетов Европейского cоюза был введен запрет на выполнение казахстанскими авиакомпаниями рейсов в Европу. За исключением “Эйр Астаны”, которая была освобождена от данного запрета при условии неувеличения частоты рейсов, выполняемых по европейским направлениям. Кстати, до введения данного запрета национальный перевозчик планировал с 2010 года открыть авиасообщение между Астаной и Прагой, и после снятия всех ограничений Европейского cоюза “Эйр Астана” готова приступить к выполнению запланированного рейса.
Кроме того, наш национальный авиаперевозчик напоминает, что в упомянутом Меморандуме о взаимном сотрудничестве значится, что необходимо сотрудничать на паритетных и взаимовыгодных условиях и при этом не должны ущемляться права ни одной из сторон. А, как известно, договор дороже денег. И хотя чехи пытаются заверить, что их действия вполне оправданны и соответствуют международным нормам, думается, им самим такая политика не понравилась бы. Европейцы не любят, когда в их воздушное пространство вторгаются авиакомпании других стран. И уж тем более не поймут, если таковое случится без соответствующего юридического разрешения.
Между тем Казахстан не первая страна, где разразился скандал, в котором замешана чешская авиакомпания. Аналогичная ситуация случилась в России в прошлом году, когда было объявлено об открытии рейсов в Новосибирск и открыта продажа авиабилетов. Но тогда Министерство транспорта РФ не допустило несанкционированный доступ на российский рынок со стороны европейской авиакомпании.
Астана |