Алла Иванилова из Астаны
В этом году начался первый этап реализации Государственной программы развития образования. Программа только финишировала, а министр образования и науки уже просит дополнительно выделить 527 миллиардов тенге
Государственной программой предусматривается модернизация восьми направлений, среди которых финансирование, повышение квалификации педагогов, управление и информатизация.
В частности, планируется внедрить подушевое финансирование с определением нормативов затрат на одного обучающегося и результативности работы учебного заведения. Это, по мнению главы Минобразования Жансеита Туймебаева, создаст условия для конкуренции и развития частного сектора в образовании. Кроме того, будут внедрены накопительная система государственно-частного кредитования на обучение в вузе и ваучерное повышение квалификации педагогов.
“Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя”, - считает главный педагог страны. Повышать престиж учителя власти намерены прежде всего увеличением заработной платы и внедрением системы оплаты труда. По словам министра, доплата будет зависеть от квалификации и категории учителя, а также от базового должностного оклада. Так, для начинающего педагога без категории доплата составит 100 процентов, для учителя II категории - 150, I категории - 200, высшей категории - 300 процентов. “В этом случае учителя высшей категории смогут получать зарплату чуть выше среднереспубликанской. Учителя остальных категорий будут получать дифференцированную зарплату несколько ниже, чем в среднем в экономике”, - констатировал глава образовательного ведомства. Правда, министр, не уточнил, сколько это будет в денежном эквиваленте. При этом он подчеркнул, что “дополнительные расходы составят 118 миллиардов тенге, что в пять раз ниже, чем ранее предполагалось”.
Платить педагогам будут не за красивые глазки. С повышением зарплаты будут усилены требования к квалификации учителей и их аттестации. Будет внедрена внешняя независимая оценка уровня подготовленности педагогов, в том числе при помощи централизованного тестирования, усилятся квалификационные требования при аттестации при получении высшей категории.
В Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года предусмотрена система электронного обучения. В настоящее время в республике, по словам министра образования, только 28 процентов учащихся имеют компьютер и лишь 16 процентов - доступ к Интернету, что в три раза меньше, чем в развитых странах мира. В то же время 66 процентов школ не имеют доступа к широкополосному Интернету. В рамках реализации госпрограммы планируется подключить все образовательные учреждения к широкополосному Интернету, внедрить автоматизацию учебного процесса - электронное планирование, журналы, смс-оповещения родителей, а также обеспечить доступ к мировым образовательным ресурсам всем учащимся и педагогам.
Одним из пунктов программы является дошкольное образование. Одна из задач - открытие до 2015 года 187 частных дошкольных организаций и 647 мини-центров. Как пообещал глава ведомства, “в школьном образовании к 2020 году будут полностью ликвидированы трехсменка, аварийные школы и дефицит ученических мест”. При этом он тут же заметил, что “для решения этих проблем необходимо построить 91 школу”.
Госпрограмма по развитию образования будет реализована в два этапа: первый - в 2011-2015 годы, второй - в 2016-2020 годы. “Дополнительные расходы на реализацию первого этапа программы составят 527 миллиардов тенге за 5 лет. В структуре дополнительных расходов преобладают затраты на развитие информационно-коммуникационных систем, электронное обучение, повышение зарплаты педагогам”, - констатировал Жансеит Туймебаев. |