|
Алан Байтенов
“Две беды: дороги и умные” - старый принцип на новый лад как нельзя точно определяет ситуацию, которая сложилась в дорожно-строительной отрасли сегодня. “Умными” считают себя подрядчики, которые заняты на ремонте дорожного полотна - никакой ответственности, несмотря на то, что ситуация с качеством работ доходит до абсурда, асфальт держится не более двух сезонов
Вопрос ужесточения ответственности подрядчиков, которые заняты на ремонте дорожного полотна, до сих пор не решен. Несмотря на то, что это проблема не только городского, но и республиканского масштабов. Между тем в планах заказчиков, то есть муниципалитетов и других государственных структур, введение жесткого механизма ответственности подрядчика зреет давно. По крайней мере, об этом регулярно сообщается.
Не раз на эту проблему обращал внимание и депутатский корпус. Стены парламента помнят множество официальных запросов на имя главы правительства с просьбой обратить внимание на обстановку. Однако ситуация с низким уровнем качества дорожного покрытия и используемых материалов повторяется из года в год.
Теоретически подрядчиков, как и заказчиков и приемщиков работ, можно было бы понять - все-таки среди казахстанских традиций нет той, что отвечает за строительство дорог по евростандартам. (Этим отличаются другие страны, поэтому и стандарт не назовешь казахстанским.) Но в то же время есть примеры хорошей работы: некоторые отдельные участки не требуют пресловутого ямочного ремонта в течение нескольких лет. Уверены, такие магистрали существуют в каждом городе и в каждой области. В последнем случае они, как правило, связывают стратегически важные пункты.
То есть технологии и возможности есть, однако нет желания этим заниматься (не выгодно подрядчику - ведь то, что ломается, необходимо чинить, естественно, небезвозмездно). Не поднимаем мы сейчас вопрос стоимости грамотного подхода к ремонту намеренно. Но деньги, если судить по тому их количеству, что ежегодно уходит на бесполезный ямочный ремонт, точно есть.
Задумались об эффективном использовании средств и депутаты. В частности, Танирберген Бердонгаров в своем последнем запросе высказал заинтересованность в том числе и этим моментом: “По нормативам, рассчитанным на основе пятой климатической зоны, в Алматы средний ремонт должен служить три - четыре года, а капитальный - 12 лет. Почему в целях экономии бюджетных средств не сделать один раз и на 12 лет, чтобы в этот период граждане не сталкивались с проблемой ям на дорогах?”
После этого заявления мы связались с народным избранником, и он объяснил подробней, как он видит решение этой проблемы.
- Необходимо произвести элементарную калькуляцию - какова стоимость косметического ремонта и какова стоимость капитального ремонта. И если косметический ремонт за 12 лет обходится казне дороже, то стоит задуматься об экономической целесообразности таких акций. Следовательно, необходимо выдвинуть в адрес исполнительного органа соответствующее предложение, чтобы он пересмотрел политику дорожного строительства. Безусловно, в Алматы не самые лучшие климатические условия, но в то же время не настолько плохие, чтобы каждый год, каждое лето или весну ремонтировать дорожное полотно.
В Алматы есть дороги, которые сделаны на достаточно хорошем уровне, поэтому не требуют ремонта в течение долгого периода. К примеру, Фурманова или Абая. Видимо, при их строительстве использовались иные технологии. Стоит обратить внимание и на технологии при строительстве трассы Астана - Боровое, когда закладывалось цементное основание. И внимательней отнестись к использованию тех методик, по которым сегодня работают подрядчики.
- Есть ли еще предложения, как решить эту проблему?
- Посредством депутатского запроса стоит поднять вопрос ужесточения контроля над подрядчиками. И самое главное - усилить контроль над процедурой приемки, обратив внимание на те квалификационные требования, которые изначально заложены стандартами. То есть в дальнейшем определить ряд проверок курирующих органов, которые уполномочены вести контроль над принятием качества дорог и за исполнением хода работ.
- Откуда взяты данные, что средний ремонт должен служить, как минимум, 3-4 года, а капитальный - 12 лет?
- Эти стандарты предоставили те организации, которые занимаются ремонтом этих дорог.
- Можно предположить, что эти сроки эксплуатационной службы дорожного полотна подрядчики сами заявляли при проведении тендера?
- Мы предварительно разговаривали с ними. Эта информация получена от них. Поэтому она легла в основу депутатского запроса. Однако эти данные не соответствуют действительности. Я хотел, чтобы они потом не отошли от своих слов, я хотел, чтобы они сами четко сформулировали все квалификационные требования в своем ответе на депутатский запрос, на котором будет стоять подпись главы правительства. Это позволит в дальнейшем требовать от них следования определенным ими же критериям.
В общем, депутаты решили всерьез заняться этой проблемой. Существует мнение, что качество дорожного полотна и есть лицо государства. Но в нашем случае не в имидже дело - острее всего стоит вопрос неэффективного использования бюджетных средств. Если сказать проще - обыкновенного их разбазаривания и присвоения. Не это ли одно из самых тяжких экономических преступлений? Странно, что до сих пор ни один подрядчик так и не поплатился за подобное отношение к законам. |