|
Ботагоз Омар
Система предоставления микрокредитов будет взята в жесткую узду. Депутаты убеждены, что микрокредитные организации (МКО) не имеют права выдавать ипотечные кредиты и не должны повышать свою процентную ставку сверх установленных пределов. Однако сами участники рынка заявляют, что в случае принятия предлагаемых ограничений деятельность МКО в Казахстане ставится под большое сомнение
Законопроект, регулирующий деятельность этих финансовых организаций, в стенах парламента находится с октября 2008 года. Его положения позволяют микрокредитным организациям (МКО) создаваться в форме акционерных обществ с правом выпуска простых акций. “Данная мера должна была предоставить возможность МКО привлечь частных инвесторов, в том числе иностранных, для финансирования своей кредитной деятельности, и давала им возможность выхода на финансовые рынки, в частности, на международные”, - пояснил вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев.
В ноябре прошлого года депутат Аманжан Жамалов внес новые поправки к законопроекту. По его мнению, эти кредиты должны предоставляться только физическим лицам. Кроме того, депутат считает, что нужно ограничить процентные ставки, размеры сумм, выдаваемых микрокредитными организациями, а также определить правила составления графика платежей по кредиту с обязательным первоначальным погашением основного долга.
Депутат возмущен, что в программах по микрокредитованию зачастую используются бюджетные средства, а конечным заемщикам они достаются почти по 60-процентной ставке. По его словам, в этой схеме наваривается сам фонд “Даму”, получая от банков второго уровня около 9 процентов, банки, накручивая 6 процентов, и сами микрокредитные организации, зарабатывающие уже не 30-40, а, по последним данным, 30-60 процентов. “Так скажите мне, где здесь смысл борьбы с бедностью? Все что вы говорите - это словоблудие”, - заявил Аманжан Жамалов.
Его коллега депутат Марал Итегулов придерживается другого мнения. Он приводит данные, что в 2009 году МКО выданы кредиты на сумму 37 миллиардов тенге. “Если сравнивать с банками, то 1,5 миллиарда государственных вливаний (средства, выделенные БВУ фондом “Даму”. - “НП”) на 37 миллиардов - это в десятки раз эффективнее, честно говоря, - считает мажилисмен. - Ну и в банки в последнее время, вы знаете, сколько мы вложили. Не в тенге, а в долларах. Вместе с тем такой динамики, как прослеживается в МКО, мы в банках не наблюдаем”.
Тем временем председатель совета директоров Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Шалкар Жусупов привел данные, что в 2008 году собственные средства МКО составляли 60, заемные средства - 26, а бюджетные деньги - всего 14 процентов. В прошлом году уровень средств из госказны сократился до 8 процентов. “Таким образом, МКО в основном существуют за счет частного капитала”, - подчеркнул он.
По его мнению, если поправки депутатов будут одобрены, это приведет к сокращению действующих МКО на 75-80 процентов. “Резко уменьшится количество потребителей подобных услуг, ну и самим МКО просто будет неинтересно на этом рынке работать, - предостерег глава ассоциации. - Сократятся объемы микрокредитования, сократится доступ потребителей к микрокредитованию, увеличится численность безработных, так как за счет закрытия многих МКО и кредитуемых ими субъектов малого бизнеса многие предприятия будут ограничены. И резко, на наш взгляд, активизируется теневая ростовщическая деятельность. И мы придем снова к началу 2000 года”.
Однако глава Комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжана Карагусова призвала участников круглого стола “не пугать” депутатов и делать взвешенные выступления. Она подчеркнула, что в этом вопросе частные интересы не должны преобладать над общественными. “Если мы сейчас встанем противоборствующими сторонами - выигравших не будет, в этом я вас абсолютно заверяю. У вас хватит снарядов - у нас тоже их хватит, - заявила она, обращаясь к представителям МКО. - Никто не говорит о том, что МКО надо закрыть. Но есть такие моменты, которые уже будоражат страну. Я вам как политэконом и как политик говорю, что есть такие причины, за которые мы можем дорого потом заплатить”.
Так, например, по информации АФН, по итогам 2007-2009 года в ведомство поступило более 37 обращений физических и юридических лиц, в которых содержалась просьба отсрочки погашений займов и были жалобы на высокие процентные ставки и штрафные санкции. В стране назрела необходимость четко и однозначно дать ответы на то, в каких пределах и масштабах могут и должны действовать МКО. Деятельность последних иногда напоминает финансовую пирамиду. В этой связи участники круглого стола считают, что не менее важным шагом в этом вопросе является повышение финансовой грамотности среди самих казахстанцев.
Открытым остается и вопрос поддержки инициатив по развитию отечественного производства. По словам Аманжана Жамалова, в отраслевом разрезе в 2007-2008 годы наибольшее количество кредитов выдавалось на проекты в сфере торговли, 60,65 процента от общей суммы освоенных средств. В наименьшем объеме финансировались проекты сельского хозяйства, уровень финансирования этой сферы находится на уровне 2,57 процента.
Астана |