|
Ярослава Науменко из Алматы
На этой неделе были объявлены лауреаты Пулитцеровской премии, самой известной награды в журналистике (она, впрочем, вручается также в области литературы, музыки и театра)
Хотя, по нашим меркам, размер собственно денежной части премии весьма скромный - 10 000 долларов. Оно и понятно. Покойный магнат-меценат Пулитцер оставил для этих целей “всего” 2 миллиона долларов (для сравнения: сегодня капитал Фонда Нобеля равен 450 миллионам долларов). Однако символичность суммы и отражает суть истинной журналистики, которая уж точно не в финансовой заинтересованности заключается.
Лауреаты премии отражают полный спектр тем, как правило, очень острых и злободневных, которые не боится поднимать мировая журналистика.
Из самых видных, ключевых победителей этого года можно назвать фотографа Патрика Фарелла, который с невероятной откровенностью изобразил поверженный катаклизмами Гаити. Поищите в Сети его фоторепортажи, хотя сразу предупреждаю, снимки погибших детей и убитых горем родителей - зрелище не для слабонервных.
Тем не менее именно этот автор показал то, о чем мы почему-то забываем в обсуждении степени вины гаитян в произошедшем с ними (обывателю видятся вудуистские прегрешения). Фотограф напомнил: все мы люди, неважно, в какой стране живем и во что верим, все мы родители, все мы любим.
|
Чем больше стопка, тем тяжелее удар |
Казахстанским журналистам хочется пожелать такой же силы печатного слова, когда одна публикация может повлечь не просто общественную дискуссию, но и перемены, реформирование во всем обществе.
Так, газета “Вашингтон пост” получила Пулитцера за работу двух своих журналистов - Даны Прист и Анны Халл. Расследователи поведали американцам о том, в каких непростых условиях (устаревшее оборудование, отсутствие воды и отопления) пребывают американские раненые ветераны войны в госпитале “Вотер Рид”. В результате последовавшего скандала была изменена система защиты здоровья ветеранов войны.
Кстати, именно Дана Прист пять лет назад инициировала расследование пыток в тюрьмах, где содержатся подозреваемые (причем далеко не всегда обоснованно) в международном терроризме.
Лучшим очерком признана работа внештатника Джина Вайнгартена из этой же газеты. Именно этот 58-летний журналист стал первым, кто рассказал о вопиющих случаях гибели детей (в том числе усыновленных), забытых нерадивыми родителями в машине. Он озвучил страшную статистику - с 1998 года в США произошло почти 500 подобных случаев со смертельным исходом.
Правда, ни одно российское СМИ (из которых мы и узнавали о ходе разбирательств) на американского журналиста, как на автора информповода, ни разу не сослалось. Мы любим поругивать американцев, называя их “тупыми”, неинтеллигентными и ограниченными, хотя, как видите, пользуемся их идеями, наработками, материалами.
Впрочем, Пулитцеровская премия тоже не является индульгенцией от журналистских ошибок. Несколько лет назад журналист из “Нью-Йорк таймс” Рик Брэгг, лауреат премии, был уличен в плагиате и выдумывании героев материалов. Пикантность скандалу придал тот факт, что Рик Брэгг - чернокожий, отчего редакторы боялись его уволить в течение трех лет и покрывали его ошибки и выдумки. Так легендарная американская политкорректность победила легендарную же правдивость. А в феврале этого года еще один автор этого же издания был пойман на плагиате из мировых СМИ.
Наград удостоились и акулы пера, заявившие о злоупотреблениях своим положением американских военных контрактников в Ираке, жертвами которых стало мирное гражданское население. Наградили и те издания, которые активно искали и находили виновных в мировом финансово-экономическом кризисе и разоблачали махинаторов с Уолл Стрит. Премию получили и журналисты из “Нью-Йорк таймс” и “Чикаго трибьюн”, которые писали о проблеме импорта из Китая токсичных детских игрушек и лекарств.
А еще у “загнивающей американской журналистики” нам стоит поучиться реакции на раскрытие информации, подобной связи с проститутками губернатора штата Нью-Йорк Элиота Спитцера. Журналисты узнали, что он потратил 80 тысяч долларов, часть из которых были бюджетными средствами, на оплату услуг элитных ночных бабочек. Эта любвеобильность стоила губернатору отставки и повлекла общественное порицание. |