|
Анна Шелепова
Корреспондент “НП” встретился в Москве с ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза Сергеем Глазьевым. Каково же было наше удивление, когда мы выяснили, что чиновник твердо уверен, что в Казахстане не изменились таможенные пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами! Видимо, масштаб информационного вакуума о работе ТС не ограничивается только отношениями между отечественными чиновниками, деловыми кругами и обыкновенными потребителями, но и выходит за рамки страны
- Сергей Юрьевич, расскажите, каковы главные функции Комиссии ТС?
- Комиссия обладает правом принятия решений по единому таможенному тарифу. А вот инициативой обладают национальные стороны. То есть мы получаем от правительств предложения по изменению таможенного тарифа, пересылаем в Комитет по регулированию торговли, он предварительно рассматривает предложения, при необходимости голосует и выносит на комиссию. (Комитет - вспомогательный орган, созданный для того, чтобы комиссия выносила решения по проработанным вопросам, когда позиция каждой стороны уже известна. -
Прим. автора.)
Словом, вся правоприменительная основа формируется здесь: таможенный тариф, таможенное законодательство, нетарифное регулирование. Решения комиссии имеют окончательное значение и подлежат применению на всей территории Таможенного союза.
- Какие проблемы возникли в связи с несколько форсированным созданием ТС?
- Наше законодательство в правоприменительной практике привязано к понятию “национальная таможенная территория”. Даже контрабанда перестанет быть контрабандой, если мы вовремя не внесем изменения в Уголовный кодекс.
В силу того, что все идет очень быстро и изменения в законодательстве не поспевают за нашей деятельностью, есть опасность получить “дыры” в правоприменительной практике. Как рассуждает ФТС и другие структуры? Если отменить понятие таможенной территории Российской Федерации, то, как они будут привлекать людей к ответственности за контрабанду, как будет строиться таможенная служба?
Я допускаю, что понятие “национальная таможенная территория”, возможно, сохранится. Нужно понимать, что это переходные вещи, которые будут сниматься по мере того, как законодательство будет приводиться в соответствие.
|
ТС будет способствовать повышению конкурентоспособности |
- Каков Ваш прогноз на 1 июля (к этому моменту предположительно начнут действовать Таможенный кодекс и единая таможенная граница ТС. -
Прим. автора)?
- Сейчас трудно прогнозировать, какие будут обращения. По опыту 1 января, когда мы вводили единый таможенный тариф, большинство проблем, с которыми столкнулся бизнес, требовали решений на национальном уровне.
Мы унифицировали только порядок. Дальше необходимые решения по приведению этой нормы в исполнение в соответствии с Таможенным союзом должны были приниматься на национальном уровне. Например, в РФ не было лицензирования импорта вина, его пришлось ввести, но эта работа уже национальных правительств.
Были проблемы с вычислительной техникой, так как изменился порядок получения разрешений, но этот вопрос опять же решался на национальном уровне.
Проблем с компетенцией комиссии у нас не возникало, кроме того, что мы разъясняли, что решение комиссии вступает в силу через месяц после опубликования на сайте ТС (
www.tsouz.ru
. -
Прим. автора).
- Какова вероятность присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу?
- Желание у киргизов есть, но формального политического решения пока нет. Нам хотелось бы, чтобы Кыргызстан был в Таможенном союзе. Регулировать киргизско-китайскую границу будет легче, чем отлавливать нарушителей на необустроенных переходах. На данный момент страна изъявила желание участвовать в работе по формированию правовой базы ТС. И это решение было принято, поскольку мы открыты для совместной работы. Но политическое решение о присоединении пока не принято, в том числе потому, что не проработана процедура приема новых членов. Однако по Кыргызстану создана рабочая группа, которая действует в рамках ЕвразЭС. Надо понимать: чтобы стать членом ТС, следует вступить в ЕвразЭС. То же самое касается Украины.
- Появится ли единая валюта для стран-участниц ТС?
- Пока этот вопрос на повестке дня комиссии не стоит. Эта перспектива за пределами 2012 года.
- Уравняют ли в правах граждан стран-участниц ТС, к примеру, в отношении правил регистрации?
- Это предмет договора в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП. - Прим. автора), я ничего не могу сказать на эту тему, мы этим не занимаемся. Мы прорабатываем только вопросы Таможенного союза. Вопросами ЕЭП, включая миграцию, тарифы на транспорт, энергетический рынок, соглашения в области макроэкономики - участок комитета ЕвразЭС.
- Почему для физических лиц в Казахстане не создали временного коридора до 1 июля 2010 года на ввоз легковых автомобилей, как в Белоруссии?
- Мы получали обращения от казахстанских автодилеров, которые возмущались, что они несут убытки. Чтобы снять проблемы, было принято специальное решение о беспошлинном ввозе автомобилей, которые собираются на территории России.
Перечень заводов есть на сайте Таможенного союза.
Если казахстанские таможенники препятствуют ввозу, значит, они неправильно инструктированы. Есть две схемы - импорт автомобилей юридическими лицами и импорт физическими лицами. Что касается физических лиц, то ничего не изменилось. Это вопрос к национальному законодательству, но оно у всех свое. Возможно, в Казахстане это регулируется своими законами. (С 1 января 2010 года в стране при ввозе автомобилей действуют новые таможенные пошлины, установленные в рамках Таможенного союза. Они распространяются как на физические, так и на юридические лица. В Казахстане физические и юридические лица осуществляют таможенное оформление автомобилей в одинаковом общеустановленном порядке с уплатой таможенных пошлин в соответствии со ставками ЕТТ, которые действуют с 1 января 2010 года. В Республике Белоруссия и России существует упрощенный порядок оформления автомобилей для физических лиц, предусматривающий единый совокупный платеж, который отличается от ставок ЕТТ, применяемых для юридических лиц.
При этом с 1 июля 2010 года порядок оформления автомобилей физическими лицами во всех странах Таможенного союза будет одинаковым, пояснили “НП” в пресс-службе Минфина Республики Казахстан).
- Как Вы прокомментируете опасения наших предпринимателей о том, что из-за ТС произойдет поглощение отечественного бизнеса российским?
- Не надо демонизировать Таможенный союз, все делается ради отмены пошлин. По большому счету, ТС нужен прежде всего для тех, кто производит сложные товары, когда в процессе этого производства приходится пресекать границы между нашими странами по несколько раз. То есть союз крайне важен для повышения экономической активности в сферах нашей совместной деятельности.
- Что выиграют экономики Казахстана, России и Белоруссии от создания ТС?
- Главные плюсы ТС - снижение таможенных препон, создание благоприятных условий для торговли и создание большего объема внутреннего трехстороннего рынка, а также кооперация производств. По оценкам экономистов, к 2015 году чистый эффект от ТС составит 15 процентов прироста ВВП, в цифрах это 400 миллиардов долларов дополнительной экономической активности. Понятно, что некоторые отрасли окажутся в более сложном положении, но в целом это будет способствовать повышению конкурентоспособности.
Москва |