|
Алла Иванилова
Казахстанские чиновники намерены сделать путь в Европу короче и безопаснее. Правительство решило воспользоваться нынешним председательствованием Казахстана в ОБСЕ и укрепить связи с Евросоюзом
На этой неделе в сенате парламента прошла международно-практическая конференция, которая была посвящена перспективам торгово-экономического сотрудничества Казахстана с европейскими странами. В конференции приняли участие депутаты парламента, руководители центральных исполнительных органов, институтов развития, общественных и международных организаций, а также представители дипломатического корпуса, аккредитованные в Астане.
Европейский союз на протяжении многих лет сохраняет за собой первенство среди зарубежных торговых партнеров нашей страны, и его страны являются крупнейшими инвесторами Казахстана. В прошлом году товарооборот с ЕС составил около 25 миллиардов долларов, а это более 40 процентов от общего внешнеторгового оборота республики. Основная статья экспорта в Европу - это минеральные ресурсы: нефть, газ, полезные ископаемые. Нашими главными нефтегазовыми партнерами являются такие государства, как Германия, Италия, Франция. На них приходится половина всего экспорта из Казахстана. Из еврозоны к нам поступают транспорт и промышленные товары. Отечественные чиновники считают, что наша страна имеет объективные возможности по выводу сотрудничества со странами ЕС на качественно новый уровень. Причин тому несколько: Казахстан богат ресурсами (о чем уже давно знают европейские партнеры), имеет выгодное географическое расположение, благоприятный бизнес-климат. К тому же благодаря образованию Таможенного союза перед “старушкой Европой” открывается большой рынок.
Наша республика намерена расширить экспортную составляющую. Сотрудничать не только в нефтегазовой отрасли, но и в сельском хозяйстве, а также в области возобновляемых источников энергии. В этой связи в стране была принята программа “Путь в Европу”, рассчитанная на 2009-2011 годы. Ее целью как раз и является выход на новый уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.
Несмотря на желание Казахстана переориентировать Европу с нефти и газа на другую продукцию, первым перед дипломатами, представителями ЕС выступил вице-министр нефти и газа Асет Магауов. Он рассказал, сколько наша страна добывает и планирует добывать углеводородов. Поведал о том, что делается в атомной промышленности, ядерной энергетике. Но подробнее остановился на возобновляемых источниках энергии. Проекты в этой сфере финансируются за счет инвесторов. В настоящее время реализуются два проекта по строительству ветроустановок. Вице-министр отметил, что в прошлом году правительство внесло в парламент законопроект “Об энергосбережении”. После принятия данного документа первоочередной задачей станет разработка нормативно-правовых актов для реализации закона - технической документации, стандартов, правил, программ повышения энергоэффективности. Учитывая, что в европейских странах накоплен огромный опыт в этой части, он предложил компаниям Евросоюза выступить в качестве консультантов для разработки всей необходимой документации.
Следующий оратор, вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев, предложил европейцам вкладывать деньги в сельское хозяйство, которое в последние годы демонстрирует неплохие результаты. Всерьез агропромышленным комплексом пока заинтересовалась только Германия.
Представитель Минтранскома рассказал, какие проекты реализуются в транспортной отрасли. Естественно, основной упор был сделан на транспортный коридор “Западная Европа - Западный Китай”. Вице-министр транспорта и коммуникаций республики Дулат Кутербеков отметил, что через территорию Казахстана проходит 6 автомобильных, 9 железнодорожных и 4 воздушных коридора международного значения, которые по своему географическому расположению соответствуют основным международным направлениям грузовых потоков. Он также подчеркнул, что основными приоритетами развития транспортной отрасли республики являются “интеграция транспортной системы в азиатскую сеть, гармонизация транспортного законодательства с международными требованиями, формирование благоприятного инвестиционного климата”.
Однако такую красочную “рекламу” испортил глава представительства Еврокомиссии в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане Норбер Жустен. Он призвал наших чиновников занять активную позицию по исключению авиакомпаний Казахстана из “черного” списка ЕС.
Казахстанские чиновники, в свою очередь, попросили Евросоюз ускорить решение вопроса о присвоении нашей стране статуса страны с рыночной экономикой. “Казахстан придает важное значение по присвоению республике статуса рыночной экономики в антидемпинговых и антисубсидийных расследованиях Европейского союза. Большая работа в этом направлении проводится с 2004 года. Казахстан подробно информировал ЕС о политике в сфере экономики. Ответы на вопросы ЕС четко свидетельствуют о том, что Казахстан полностью соответствует всем критериям, установленным для присвоения статуса страны с рыночной экономикой”, - отметил вице-министр индустрии и новых технологий Тимур Жаксылыков. Он также затронул вопрос вступления нашей республики во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Евросоюз является членом рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО и рассматривается в качестве одного из основных партнеров по переговорному процессу. “Нас радует то, что двусторонние переговоры по доступу товаров на рынок ЕС завершены в 2008 году и достигнут существенный прогресс в вопросах доступа на казахстанский рынок услуг. Мы надеемся на успешное завершение переговорного процесса в рамках присоединения к ВТО”, - отметил Тимур Жаксылыков.
В свою очередь, глава представительства Еврокомиссии в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане Норбер Жустен сообщил, что Европейская комиссия приветствовала заявление нашей республики о том, что Таможенный союз не будет заменой вступления в ВТО. “Мы будем поддерживать вступление Казахстана в ВТО”, - заверил глава представительства ЕС.
Во второй половине текущего года президент Казахстана посетит с официальным визитом Брюссель. Именно тогда определится дальнейшая судьба казахстанско-европейских отношений.
Астана |