|
Алан Байтенов
Со временем каждый город переходит на новую качественную стадию. Это относится ко всему: и к уровню жизни горожан, и к уровню развития инфраструктуры. При этом городским властям, муниципальным организациям и прочим службам все тяжелее подчинить себе эту стихию. Постоянно увеличивается количество людей, автомобилей, проблем с экологией, а тут еще и статус “давит” - все-таки город почти мультимиллионер, значит, должен соответствовать...
То, что Алматы постепенно начинает вписываться в эту модель, заставляет испытывать смешанные чувства - с одной стороны, город живет и развивается, а с другой - вызывают нарекания действия городских служб, что не успевают за “созреванием” “яблока”. А тут еще, казалось бы, принятые на скорую руку проекты по улучшению жизни в городе, авторы которых уже не раз доказывали очевидную некомпетентность и сомнительную заинтересованность.
Подобным, по мнению общественности, стал и презентованный проект введения одностороннего движения по улицам Сатпаева и Жандосова. “НП”, ретранслируя общественное мнение, также не раз выражало скепсис по поводу успеха этого проекта - улицы не параллельны, да и вообще введение такого порядка может осложнить жизнь нескольким микрорайонам, находящимся в южной стороне мегаполиса.
Однако, как считают в УДП - цитирую: “Вы же знаете стереотип мышления наших граждан, многие заведомо негативно относятся ко всем нововведениям...” При этом было добавлено, мол, все брюзжание и недовольство - от недостатка информации. Ну что же, положение обязывает нас быть объективными, если так считают кураторы проекта и им есть что рассказать, мы даем такую возможность.
При личном общении за пафосом официальных речей и казенных формулировок, признаться честно, нам все же удалось найти то рациональное, что преследовали ДВД и УДП, предлагая новую схему движения. Как оказалось, существует специальный план развития города, в котором уже “прошито” свое видение решения всех транспортных проблем. И проект введения одностороннего движения, по словам нашего собеседника Болатбека Баятанова, начальника отдела дорожной инспекции УДП ДВД по городу Алматы, неотъемлемая его часть. Как и строительство кольцевой дороги, строительство развязок на пересечениях Аль-Фараби - Розыбакиева, Аль-Фараби - Мустафина, Саина - Торайгырова, Саина - Жубанова. Но обо всем по порядку.
Также нам удалось выяснить, что одностороннее движение планируют ввести по улицам Жамбыла (в западном направлении) и Карасай батыра, с переходом на улицу Кабанбай батыра (в восточном направлении). Особый интерес к такому способу решения проблемы в УДП объясняют просто: в условиях нашего города самый простой и дешевый вариант улучшить экологическую и транспортную обстановку - это сократить время, которое автолюбитель проводит в дороге.
|
Вплавь по Толе би |
Справедливо заметить, что есть еще один способ снижения транспортной нагрузки, который также зарекомендовал себя как работоспособный - реверсное движение. Оказывается, наш город не подходит под такой принцип по нескольким параметрам: “В первую очередь, массовые транспортные потоки должны одновременно заезжать в центр города и одновременно выезжать. Но, к сожалению, у нас интенсивность транспортного потока несколько иная - где-то по городу поток прибывает, а где-то убывает. Такая схема актуальна с радиально-кольцевым движением, где основной поток движется от краев к центру утром и наоборот - вечером. У нас же получится перехлест встречных потоков, так как в город заезжают, например, и с запада и с севера”, - комментирует Болатбек Баятанов.
В пользу одностороннего движения, по мнению УДП, говорят и цифры. “Суточная пропускная способность улицы Жандосова составляет 45 511 автомобилей, а улицы Сатпаева 54 675. После введения одностороннего движения мы рассчитываем увеличить пропускную способность в два раза. В первую очередь за счет упразднения светофорных объектов. Более того, сегодня в час пик автолюбитель при движении, например, по улице Жандосова от улицы Саина до развязки на пересечении Абая - Байзакова затрачивает 20-30 минут. После реформы это расстояние можно будет пройти в течение 7-10 минут”, - обещает Болатбек Баятанов.
Складно, особенно если учесть, что исследование проводила специальная группа. Но основные претензии к этому проекту из-за того, что магистрали Сатпаева и Жандосова по своему расположению не параллельны и не связаны между собой достаточным количеством улиц. Это признают и сами организаторы проекта, указывая, что сегодня основные вопросы возникают за улицей Розыбакиева, если смотреть на запад. Однако, развернув карту, Болатбек Баятанов объяснил, что эту проблему можно решить пробивкой и расширением улиц местного значения. Так, в проекте указано, что будет расширена и продлена улица Лазарева, улицы Тлендиева, Брусиловского, Тургут Озала, Егизбаева и Радостовца. Если же проект одобрят, то тогда улицы Сатпаева и Жандосова на всем одностороннем отрезке будут связаны в 13 местах.
Но здесь тоже есть свои сложности. Основная - частный сектор. Между тем, считает Болатбек Баятанов, опыт выкупа земель для строительства магистралей есть, по такому же принципу строится сегодня БАКАД.
Кстати, в районе пересечения улиц Тлендиева и Сатпаева находится бывший Алматинский домостроительный комбинат (АДК), и, если верить планам города, Тлендиева должна пройти через его территорию. “Промзона АДК сейчас находится в плачевном, запущенном состоянии. И если сейчас акимат рассмотрит, то пробивка этих улиц - дело времени”, - считает Болатбек Баятанов.
Несмотря на всю масштабность озвученного этапа, представители УДП считают, что ограничиваться только заменой принципов движения не стоит. Также необходимо обратить внимание и на пробивку некоторых основных магистралей. В приватной беседе Болатбек Баятанов поделился своими соображениями. Так, считает специалист, можно плотно поработать хотя бы с улицей Ауэзова, а именно - пробить ее от проспекта Аль-Фараби до проспекта Райымбека, что в первую очередь снимет нагрузку с улиц Байзакова и Розыбакиева. Или связать центр города через проспект Абая, например, с районом Калкаман - “...это даст возможность равномерно распределить поток, что, конечно же, скажется в целом на ситуации в городе. Да и потом у нас в городе много тупиковых улиц, с которыми также необходимо работать”.
Размах предложенного такой, что сегодня даже акимат серьезно задумался - давать добро на старт или еще подождать. Конечно, проект имеет право жить, однако его успех зависит от многих “если”: если будет произведен снос, если будут выкуплены земли, если пожертвует производственными площадями АДК и если найдутся деньги. При этом последнее условие самое главное - не выполни хоть одно из перечисленных, на каждое из которых нужны немалые средства и проект обещает стать либо провальным, либо неслабо осложнит жизнь всему городу. Так как, по здравой логике, введение одностороннего движения на улицах Сатпаева и Жандосова возможно только после пробивки и расширения всех запланированных и связывающих улиц. |