|
Алан Байтенов
Разговоры о создании на территории бывшей Верненской крепости культурного центра, а также музея под открытым небом идут не один год. За это время было разработано несколько проектов, однако ни один из них не был воплощен в реале. Работы по этому комплексу проводились в рамках программы “Культурное наследие”, но с ее завершением в 2009 году “повисли” и все проекты
Верненская крепость вновь обратила на себя внимание после того, как там была найдена древняя керамика. Тогда ученые датировали ее X-XI веками. Следовательно, это подтверждало существующую теорию о том, что крепость была заложена на территории средневекового города. Такая находка существенно корректировала возраст Алматы. Принимая во внимания эти события и уникальность самого архитектурного наследия, решено было создать музейный комплекс, где и представить все периоды развития города - от эпохи бронзы и до современности.
Начав работы в этом направлении, выяснили, что в 90-х годах прошлого века, во времена бесконтрольной приватизации, землю Верненской крепости поделили на куски, и некоторые из них были либо приватизированы, либо переданы в долгосрочную аренду частным компаниям. (Сегодня там располагается мелкое производство пяти частников.) В то же время выяснилось, что часть другой земли крепости находится под юрисдикцией МВД и Минобороны.
Несмотря на это, музеефицировать крепость предполагалось еще в бытность акима города Алматы Виктора Храпунова. Тогда по его поручению была создана концепция проекта музея под открытым небом. Однако, как выясняется сегодня, это решение не было подкреплено соответствующими программами и проект после сдачи попросту потерялся где-то в казенных коридорах.
Вернулись к этой теме уже при Имангали Тасмагамбетове. По поручению бывшего акима был создан новый проект культурного центра на территории Верненской крепости. В то же время удалось воспользоваться запуском программы “Культурное наследие”, в рамках которой он и продолжил свое существование. Тем самым проект был подкреплен законодательными документами и соответствующими статьями расходов - воплощение идеи “Алматы 1000 лет” вроде как получило новый импульс. Между тем, как видно сегодня, до строительных работ дело так и не дошло.
Чтобы узнать, что же случилось и как обстоят дела с проектом создания музея на территории крепости сегодня, мы связались с Ерболатом Ауэзовым, директором Музея истории Алматы. И вот тут-то выяснилось, что работы по проекту попросту не вписались в сроки исполнения программы “Культурное наследие”, рассчитанной на 2006-2009 годы. Естественно, иссякло финансирование, отчего проект оказался в “дрейфующем” положении.
Как с нами поделился Ерболат Ауэзов, помимо вопросов собственности территории на сроки исполнения повлиял и большой объем работ, связанный с созданием нового проекта строительства. В частности, организация “Казреставрация” и входящий в ее структуру проектный институт физически не успели создать все надлежащие чертежи и макеты в сроки действия программы - большое количество времени ушло на обмеры территории.
Между тем ожидалось, что этот проект будет продолжаться и дальше совместно со вторым этапом программы “Культурное наследие”. Однако в республиканском масштабе она получила продолжение, а в масштабе Алматы нет. Почему так произошло, объясняется просто: Алматы - “почетный донор” республики и подобные проекты финансируются исключительно из городского бюджета. Следовательно, все инициативы по созданию музеев как Верненской крепости, так и еще одного исторически значимого проекта - музеефикации - Боролдайских курганов, сугубо городские. “Этими проектами занимается сам город. То есть инициирует сам, делает сам. В Костанае или Караганде, например, обращаются в министерство. Но так как Алматы - донор для республики, это инициатива отдела культуры акимата города Алматы. Но в этом вопросе республика могла бы и поддержать”, - считает Ерболат Ауэзов. В общем, Алматы, по сути, поплатился из-за своего статуса - оказалось, что в этих вопросах республиканский бюджет ему не помощник. А тут еще в дело вмешался финансовый кризис и многие социально значимые проекты, финансируемые из городского бюджета, как и “Культурное наследие”, были попросту свернуты.
В то же время вопрос по строительству музейного комплекса на территории крепости открыт и сегодня. Так, стало известно, что подано на дальнейшее финансирование проекта. “Нам предложили подать на уточнение бюджета. Мы подали. А что такое уточнение бюджета? Если деньги будут. Сегодня нет такой официальной программы, когда законом принято, маслихатом утверждено. Ведь когда программа принята, средства должны изыскать и выделить. В то же время вопрос открыт, ведь многие программы недовыполнены”, - комментирует Ерболат Ауэзов.
Хотя продолжение финансирования этого проекта не самый главный вопрос на повестке дня. Сегодня очень сложно разобраться в хитросплетениях выданных разрешений на использование земель Верненской крепости. По сути, это исторический памятник и использование его или прилегающей к нему территории не по назначению запрещено. Однако, как делятся с нами специалисты, закон, регулирующий эти моменты, в частности, запрещающий приватизацию объектов, включенных в список исторических памятников, был принят только в 2000 году. А большая их часть, повторимся, уже приватизирована в 90-е годы прошлого столетия. В то же время собственники участков не горят желанием подписывать охранные документы.
Тем самым часть проблем музеефикации крепости связана с тем, что нет конкретного органа, отвечающего за этот объект. Яркое подтверждение тому - процесс создания музейного комплекса Боролдайских курганов, который продолжается и по сей день, несмотря на завершение программы “Культурное наследие”. Сегодня комплекс курганов, как и проект музеефикации, переданы под крыло Музея истории города Алматы. Территория давно огорожена, охраняется и уже подведены все коммуникации.
При этом Верненская крепость целиком да еще и в статусе исторического наследия не принадлежит никому. |