|
Мира Мустафина
Казахстанскому миротворческому батальону - 10 лет
Асфальт плавится под ногами, как толстая плитка шоколада. “В Багдаде пока все спокойно. Берем курс на Казахстан!” - приветствовал пятый казахстанский инженерно-саперный отряд командир американского “геркулеса”. Майор медицинской службы Аскар Маруфов смотрел в иллюминатор и улыбался. На краю взлетной полосы стояла Алика и махала ему на прощание. Когда самолет взлетел и набрал высоту, он развернул альбом с рисунками, который на прощание подарила ему иракская девочка. А там она написала большими буквами на английском: “Я иракская казашка!”
В каждом из девяти казахстанских миротворческих отрядов, которые входили в состав многонациональной дивизии “Центр - Юг” в Ираке, свои герои...
Так уж случилось: майор медицинской службы Аскар Маруфов не произвел ни одного выстрела, не обезвредил ни одного снаряда во время шестимесячной служебной командировки в Ираке. Он работал в военно-полевом госпитале американской базы “Дельта”, который расположился в четырехэтажном здании на самой окраине Эль-Кута, и стал для иракцев настоящей легендой.
Жара стояла изнуряющая. Это было первое воскресенье за сорок дней, как пятый инженерно-саперный отряд прибыл в Ирак. Не пошел, а побежал Аскар звонить домой, в Капшагай. Очень хотелось услышать звонкие голоса сына и дочери. Не успел набрать номер... срочный вызов в госпиталь.
Аскар понимал, что девочка умирает. Шальная пуля задела жизненно важную артерию.... Сколько шальных пуль на войне! Не счесть! Большая кровопотеря. Как назло, донорской крови в госпиталь не подвезли, воскресенье и даже в военных обстоятельствах может стать настоящим воскресеньем. Несколько секунд на принятие решения. Хирург поинтересовался у медсестры, сколько лет девочке и какая группа крови.
- Десять! Четвертая, резус отрицательный.
- Всем в операционную! Готовить ребенка к прямому переливанию крови!
- Где кровь взять? Ее же нет!
- Донором буду я! У меня четвертая, резус отрицательный.
Аскар Маруфов тогда и предположить не мог, что такими напряженными будут все дни шестимесячной командировки.
|
Прекрасные лица Казбата |
Трудно подсчитать, скольких людей спас от тяжких недугов казахстанский хирург, скольких раненых вернул к полноценной жизни. Майор медицинской службы Аскар Маруфов признается, что вести подобную статистику ему в голову не приходило, но если по “гамбургскому счету” подсчитать общее количество оперативных вмешательств, выполненных им за полгода в военно-полевом госпитале Эль-Кута, то цифра будет близка к 500.
Майор Маруфов считает, что неприглядная изнанка войны вооружала его новыми, весьма необходимыми для человека его профессии знаниями о разновидностях боевой хирургической травмы. Там, на древней земле Двуречья, он определил для себя главное: военно-полевой хирург в отличие от, скажем, специалиста в нейрохирургии или травматологии должен быть готов ко всему - уметь оперировать при ранениях и головного мозга, и груди, и конечностей. Пятьсот операций разных категорий сложности сделал Аскар. Пятьсот человеческих жизней. Среди них и эта десятилетняя девочка.
Казахстанские миротворцы с начала миссии в Ираке обезвредили более 4,5 миллиона взрывоопасных предметов. В январе 2005 года, выполняя очередное задание в составе стабилизационных сил коалиции в Ираке по обезвреживанию взрывоопасных предметов, переводчик третьего инженерно-саперного отряда капитан Кайрат Кудабаев погиб. В этот день наши бойцы совместно с украинскими саперами-миротворцами эвакуировали боеприпасы, обнаруженные в городе Эс-Сувайра (провинция Васит), за пределы населенного пункта для их последующего уничтожения. Празднование 10-летия Казбата началось с возложения венков к обелиску Кайрата Кудабаева. Бережно хранят казбатовцы светлую память о своем сослуживце.
В Ираке нашими миротворцами очищено 6718 кубических метров воды. И с 2005 года в рамках обмена опытом инструкторами, казахстанскими военнослужащими, обучено саперному делу 572 курсанта Военной академии Ирака.
Напомним: с 2003 по 2007 год казахстанские миротворцы входили в состав многонациональной дивизии “Центр - Юг” под польским командованием. А с осени 2007 года ИСО, единственным из иностранных контингентов, стал напрямую подчиняться американскому командованию.
- В этом году исполнится два года, как казахстанский инженерно-саперный отряд выведен из Ирака. За пять лет миротворческой деятельности казахстанский контингент полностью выполнил поставленные перед ним задачи и завершил свою миссию в Ираке, - сказал на митинге, посвященном 10-летию Казбата, командующий Аэромобильными войсками Сухопутных войск ВС Казахстана генерал-майор Адылбек Алдабергенов. - По просьбе правительства Ирака и в связи со значительной стабилизацией обстановки солдаты и офицеры казахстанской армии вернулись домой.
Казахстанский миротворческий батальон был сформирован во исполнение указаний президента об обеспечении готовности ВС Казахстана к действиям в миротворческих операциях и в соответствии с его распоряжением от 31 января 2000 года “О создании Казахстанского миротворческого батальона”.
...Спустя три дня девочка начала поправляться, ей становилось все лучше. Вскоре она и вовсе ходить стала. Весть о казахском докторе быстро разнеслась по округе. “Слава Аллаху, вздохнул я тогда и пошутил: теперь-то уж снайпер точно не убьет...” - вспоминает Аскар.
Десятилетнюю девочку Алику он будет помнить всегда. Потом ее весь госпиталь звал казашкой. Лучшей наградой майору была сердечная благодарность ее родителей, когда они приехали в госпиталь забирать дочь. “Наша дочь теперь казашка!”- сказал отец Алики Аскару Маруфову. “Хотя нет на Земле ни казахской, ни иракской, ни американской, ни русской крови. Есть только одна - человеческая, и у всех она красного цвета!” - подумал тогда военный хирург.
Естественно, участвуя в иракской кампании и в международных учениях, таких, как “Степной орел”, наши солдаты и офицеры приобрели огромный опыт. А что касается итогов и значения миссии казахстанских миротворцев в Ираке, то, во-первых, Казахстан позиционирован как региональный лидер, твердый и последовательный партнер стран коалиции; во-вторых, укреплено военное сотрудничество и, наконец, практический боевой опыт инженерно-саперных отрядов подтвердил целесообразность оснащения казахстанских подразделений по стандартам НАТО.
Фоторепортаж Талгата Галимова |